Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
США поддержат Армению на пороге большой войны?

Провал комплементаризма и многовекторности.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАрмия Нагорного Карабаха
Армия Нагорного Карабаха
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лет 10 назад во внешней политике Армении был объявлен принцип комплементаризма, что на деле означало многовекторность. Армянскому обществу это показалось весьма приемлемым, что означало обывательское мышление, а не политические взгляды.

Лет 10 назад во внешней политике Армении был объявлен принцип комплементаризма, что на деле означало многовекторность. Армянскому обществу это показалось весьма приемлемым, что означало обывательское мышление, а не политические взгляды.
 
Если нынешние планы США по усилению военного присутствия в Черном море, на Южном Кавказе и в Центральной Азии будут реализованы, то есть, в этих в регионах возникнет «третья сила», то попытки Армении и армянского общества скорректировать внешнеполитические предпочтения станут более настойчивыми.
 
Пока Армения без успеха пытается проводить так называемую многовекторную политику, которая воспринимается таковой только в дипломатическом контексте, но никак не в плане реальной политики.
 
То, что США, якобы, оказывают сильное давление на Армению по проблемам геополитических ориентаций, в особенности, по карабахской проблеме, является не чем иным, как выдумкой армянских властей. Никакого сколько-нибудь ощутимого давления США на самом деле не оказывают.
 
Нет также давления в отношении интеграции Армении в НАТО, и не только из-за нежелания применять способ принуждения. Для США расширение состава, функций и зоны ответственности НАТО столь же проблематично, сколь и для их европейских партнеров. США пока не приняли решения и продолжают оценивать геостратегическую перспективу. США всегда предпочитали иметь дело с отдельными государствами непосредственно, нежели посредством отношений в рамках НАТО.
 
Армения рассматривается США как государство-резерв, которое будет использовано в полной мере и вполне адекватно после установления полного контроля над Южным Кавказом. Зачем же излишняя суета.
 
Если принято говорить о том, что Россия не имеет вполне разработанного плана по Южному Кавказу, то в гораздо большей мере это можно было бы сказать в отношении США, чьи интересы в этом регионе весьма ограничены и сводились ранее исключительно к добыче и транспортировке нефти. Все остальное было подчинено этой цели. Сейчас ситуация радикальным образом изменилась, и вследствие ряда обстоятельств Южный Кавказ стал ареной более жесткой борьбы Запада и России. Кроме того, к этой игре подключились Турция и Иран.
 
К настоящему времени политическое руководство и в особенности, военное командование поняло, что Россия не в состоянии быть военным и политическим партнером и выступать в роли гаранта безопасности, причем не только для Армении. Армянское руководство в растерянности пытается обнаружить альтернативные точки опоры в мире, что остается проблематичным, так как выбраться из-под вассального состояния будет не просто, если вообще возможно.
 
Проблема не только в том, что Армения находится в вассальной зависимости от России, но еще и в том, что, находясь в очень доверительных отношениях с Европейским Союзом и НАТО, она в 2013 году безответственно и в вопиющей форме провалила этот процесс, и теперь ей понадобится очень много усилий, чтобы вернуть доверие к себе.
 
В этом убедились даже болтающие чепуху армянские «политологи», которые заведомо распространяли ложь о том, что Армения может развивать отношения и с Западом, и с Россией, отчетливо поняли, что вассалы не имеют право на многовекторность. Они приложили немало усилий, чтобы оправдать то, что армянское руководство привело Армению к катастрофе и к безвыходной ситуации, и теперь предпочитают замолкнуть, видимо, ожидая новых преференций.
 
В этой ситуации США остаются верными себе и рассматривают положение, в котором оказалась Армения, как результат провала политики Европейского Союза.
 
Не впервые проекты, которые разработаны и инициированы США, европейцы заваливают, практически, без последствий. Например, проект ГУУАМ стал классическим примером совершенно полного провала, причем, из-за отстраненности позиции ведущих европейских государств, которые во всем видят эгоистические инициативы США.
 
Сейчас США пытаются урегулировать отношения Запада с Арменией, что стало бы первым шагом в возвращении Армении в цивилизованный мир. Это не означает, что проблемы с Евросоюзом завершены, они все еще далеки от решения, но вполне понятно, что военные отношения с западными государствами и, прежде всего, с НАТО открывают путь к развитию отношений с Евросоюзом.
 
Нужно сказать, что более отчетливо можно проследить обратное отношение — то есть, разрыв отношений с Евросоюзом самым негативным образом оборачивается провалам и глубоким недоверием к данному государству со стороны НАТО.
 
Так или иначе, развитие отношений с США должно привести к прорыву недоверия к стране со стороны НАТО, если даже с Евросоюзом отношения не восстановлены.
 
Армянские военные все еще предпочитают утверждать, что Армения пытается сочетать сотрудничество с США с отношениями с Россией, но это, скорее всего, лишь «деликатный прием», так как демонстрация сотрудничества с США чревата крупными неприятностями со стороны России. Армянские военные знакомы с этими свойствами России как «союзника», что говорится со всей очевидностью.
 
Сразу после трагического события «3 сентября 2013 года» в США немного лениво, но регулярно стали задумываться над тем, как не только вернуть ситуацию к должному состоянию, но и вполне воспользоваться ею. Проблема заключалась не в борьбе с армянским руководством, это было бы довольно глупым начинанием, а с Россией.
 
В США никогда не имели намерения отдавать России одно из государств, даже небольшое. Никогда еще США не оказывались в столь ущербном положении, имея в виду Армению. Инициировать какие-либо революционные события было бы бессмысленно. Во-первых, для этого совершенно не имелись какие-либо перспективы, во-вторых, это стало бы причиной очередных пропагандистских клише со стороны России, хотя США не очень-то волнует этот пропагандистский блеф.
 
Но что значит «воспользоваться» этой ситуацией? США не имели иного сценария, кроме как воспользоваться полным коллапсом армянской экономики и тем, что только международные финансовые организации способны придти на помощь гибнущей стране. При этом, США имели все основания объявить Армению «несостоявшимся государством», так как она - единственное признанное государство Европы, которое вполне добровольно отказалось от своего суверенитета.
 
Другим фактором возвращения ситуации, когда Армения имела отношения с Западом, стало то, что возникли реальные угрозы масштабной войны. Главным фактором новой войны стало то, что Армения сама ввергла себя в состояние международной изоляции и отвергла поддержку и помощь Запада в части экономики и безопасности.
 
Армянское политическое руководство убедилось, что наиболее действенным фактором возобновления войны станет международная изоляция, так как отношения Армении с Россией не имеют абсолютно никакого значения для намерений Азербайджана. То есть, понятно, что США вынуждены были выжидать, и дождались политической капитуляции Армении.
 
Если бы этот сценарий имел отношение только к Армении, этим занимались бы двое–трое чиновников в Государственном департаменте, но речь идет о глобальной борьбе с Россией, поэтому в данном случае задействованы все политические механизмы США.
При этом, понимая, кто есть кто в армянском административном аппарате, американцы предпочли вести переговоры не с министерством иностранных дел, которое стало «отделом» соответствующего российского ведомства, а с министерством обороны, которое все еще пытается сохранить свою независимость, несмотря на то, что Россия осуществила сильное давление на армянские военные круги.
 
Вроде, американцы согласились с тем, что готовы на усилия по предотвращению новой войны. Но, видимо, предусматривают это вне рамок каких-либо институциональных соглашений с Россией.
 
Конечно, успешность американских усилий может привести к провокациям со стороны России, чьи усилия приведут к началу большой войны с целью разрушить американские усилия. Тем не менее, Армении необходима помощь в ситуации, в какой она оказалась.

Если раньше Армения имела выбор, то сейчас выбора не остается. Проблема еще и в том, что если даже США сделают все возможное для оказания поддержки Армении перед угрозой войны, ситуация все равно радикальным образом изменилась и уже совсем не похожа на ситуацию начала осени 2013 года.
 
Тогда перед Арменией имелась перспектива участия в полноценных планах НАТО и Евросоюза, в том числе в части получения вооружений, и что самое главное — участие в качестве элемента в планах США в Черноморско-Кавказском и Ближневосточном регионах.
 
Армения была близка к тому, чтобы быть зачтенной в политике по достижению региональной безопасности, с учетом амбиций Турции, а также в перспективах развития отношений Запада с Ираном.
«Поезд» ушел, и нужно очень много работать, чтобы догнать этот «поезд». Как будут далее развиваться отношения Армения и США? Естественно, Россия сделает все, чтобы разрушить эти намерения. Но имеют ли США планы дальнейшего развития отношений с Арменией и в чем они заключаются?
 
Целью американцев является преимущественное вытеснение России из Черноморского бассейна и Южного Кавказа. Предстоит продолжение борьбы. Эта проблема не на один год. Многое будет зависеть от того, какая администрация окажется в Белом доме в обозримой перспективе.
 
Судя по претендентам, ожидания не очень плохие, но остаются надежды. Хорошо бы внимательней отслеживать, что произойдет в Вашингтоне. Способны ли на эту простую задачу армянские «наблюдатели»?  
 
Отношения с США важны не только для условий обороны и безопасности, отношения с ними приводят к развитию отношений с международными финансовыми организациями, получению инвестиций и грантовой помощи.
 
Несомненно, США сыграют решающую роль в урегулировании отношений Армении с НАТО и Евросоюзом, если, конечно, армянская сторона вновь не продолжит свою игру вассала, хотя, может ли быть игра у вассала.
 
Армянское политическое руководство расписалось в полной несостоятельности своей «внешней политики» и оказалось перед угрозами большой войны. Армения оказалась в международной изоляции и перед неспособностью России выполнить свои задачи, которые армяне воспринимают с ожиданием.