Суд в Гюмри
Поведение российского военнослужащего Валерия Пермякова в суде доказывает, что его показания на предварительном следствии «направлялись», заявил Lragir (12.08) правозащитник Артур Сакунц. Родственники погибшей семьи Аветисян заявили, что не верят, будто Пермяков действовал один. Отслуживший всего пару месяцев на военной базе в Гюмри солдат не мог так точно найти дом расстрелянной им семьи, убежден Сакунц, и не смог бы так хладнокровно совершить жестокое преступление. «Есть еще одно обстоятельство — морально-психологическая атмосфера на базе. Возможно, именно это вынудило Пермякова покинуть базу, и именно это пытаются скрыть».
«Жаманак» (13.08) обращает внимание на «невыясненные вопросы», связанные с совершением преступления. Как мог один человек расстрелять шестерых? Как могли соседи ничего не услышать и узнать о происшедшем только через несколько часов? Как и где мог скрываться человек, всего за месяц до того приехавший в Армению, плохо знакомый с ней, не владеющий армянским языком? Все это, подчеркивает издание, дает основание предположить, что, возможно, на самом деле преступление совершил не один человек, или же этого человека используют в качестве прикрытия для настоящих преступников. Отсутствие ответов на многие вопросы заставляют людей выстраивать «далеко идущие или идущие издалека политические версии».
В деле Валерия Пермякова очень много нестыковок и неточностей, продолжает тему в Armenia Today (13.08) политолог Степан Сафарян. Он не верит, что Пермяков покинул базу только из-за того, что тосковал по родине. Для объективного расследования дела необходимо было также провести полное расследование и на территории базы, так как на заседании суда «ни слова не было сказано о том, что происходило на базе и как складывались отношения Пермякова с другими военнослужащими». По мысли политолога, если у армянского правительства есть хоть немного достоинства, оно должно довести дело до конца и выяснить истинные мотивы убийства членов семьи Аветисян.
Власти Армении и России стремятся как можно скорее завершить судебное разбирательство по делу Пермякова, пишет «Жоховурд» (13.08), сообщая, что суд рассмотрит дело об убийстве по существу, ориентировочно, до 13 сентября. Издание отмечает, что по договоренности между правоохранительными органами двух стран Пермяков будет отбывать тюремное заключение в Армении, но — на территории 102-й российской военной базы в Гюмри.
«Русские понимают, что Армения меняется очень быстро, и что армянское общество больше не желает ради армяно-российской вековой дружбы закрывать глаза на произвол», — указывает «Первый информационный» (13.08). Как бы ни говорили, что русским наплевать на мнение армянской общественности, на самом деле, они страшно боятся той ситуации, когда тысячи гюмрийцев будут считать российскую военную базу не гарантом безопасности, а источником потенциальной опасности.
Пермяков получил от российского суда за дезертирство с оружием 10 лет заключения, и армянские правоохранительные органы не знают, как он будет участвовать в расследовании дела об убийстве: передадут ли его армянской стороне или просто позволят армянским следователям встречаться с ним и допрашивать. Русские до конца будут бороться за Пермякова, чтобы не потерять физического контроля над ним, уверен автор.
«Сын лейтенанта Шмидта»
Не за горами тот день, когда Россия превратится в империю, и Армения должна стать ее частью, цитирует «Первый информационный» (10.08) заявление общественного деятеля Андраника Никогосяна, который представлен как гендиректор российского института стратегического развития и председатель совета правления Молодежного союза стран СНГ. По его словам, «бывшие союзные республики должны объединиться с РФ», и в Армении стоит провести референдум на эту тему. Презрительное отношение Никогосяна к Армении проявляется не впервые, и каждый раз встречает соответствующую реакцию со стороны армянской общественности, как и на этот раз в соцсетях, замечает портал.
Депутат Национального собрания Армении Эдмон Марукян предложил лишить Никогосяна парламентской Медали почета. В беседе с Tert (11.08) парламентарий отметил, что если этого не сделать, «клеймо навсегда останется на наших государственных институтах».
Уже много лет погрязшие в многочисленных грязных делах, связанные с коррупцией люди продолжают якобы курировать взаимодействие общественного и политического секторов Армении и РФ, негодует «Жоховурд» (11.08). «Когда отдельные российские чиновники, повязанные коррупцией и ослепленные животной алчностью, грабят направленные на дипломатическую деятельность средства, это проблема МИД РФ и администрации президента Путина. Но когда дорвавшиеся до федеральных грантов мелкие пакостники в той же администрации президента РФ, в МИД, в Россотрудничестве порождают подонков наподобие Андраника Никогосяна, это наша проблема». Газета подчеркивает, что Никогосян «долгие годы целенаправленно портит армяно-российские отношения, нагло ворует направленные на реализацию конкретных программ средства».
Согласно статье 301 Уголовного кодекса Армении, публичные призывы к нарушению территориальной целостности или изменению конституционного строя являются уголовно-наказуемым деянием, указывает «Айкакан жаманак» (11.08), приводя заявление НПО «Объединение молодых защитников родины». Организация требует призвать Никогосяна к ответственности.
Свои дела Андраник Никогосян совершал именем Владимира Путина. Будучи «сыном лейтенанта Шмидта», он знал, какое действие может оказать на власти Армении и даже рядовых граждан имя президента России. Используя это имя как лом, он совершал классические аферы, превзойдя многих своих «братьев по отцу», пишет Lragir (12.08). Но однажды «шарик» Никогосяна лопнул, потому что так не могло продолжаться бесконечно. Россия «слила» Никогосяна, опубликовав данные о секс-скандале, в котором он был замешан. Чтобы вернуть «фавор царя», Никогосян предпринял последнюю попытку — заявил, что Армения должна войти в состав РФ. Но, судя по всему, Никогосяна «слили» окончательно, резюмирует газета.
Со своей стороны «Аравот» (12.08) сетует, что есть армяне, которые выступают против конституционных основ и, в частности, не хотят, чтобы Армения была суверенным государством. Почти не известный широким массам деятель Никогосян из их числа. Пусть соответствующую оценку такой позиции дадут юристы, предлагает издание, но этот вопрос имеет и политическую, и психологическую подоплеку.
Очевидно, что многие из нынешних жителей Армении не считают за честь иметь суверенное государство — в противном случае такие деятели не осмелились бы предлагать вступление в состав другой страны. Психология у этой прослойки следующая: так как власть Армении плохая, то в суверенитете нет никакого смысла. Может быть, кто-то извне станет хорошим правителем и будет «хорошо содержать» этот народ. «С такой психологией у нас никогда не будет нормального государства, и таким деятелям, как Никогосян, всегда будет „что сказать“».