Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Латвии: «политический» ремонт железной дороги

Обзор публикаций о России, 10–16 августа

© Fotolia / ronstikЛатвийские газеты
Латвийские газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В центре внимания латвийской прессы оказались экономические показатели РФ. Другая важная тема — ремонт в России железнодорожных путей в направлении Латвии. В газетах широко обсуждалось, в какой мере будет ограничен транзит, и не обусловлен ли ремонт политическими причинами.

От ситуации в экономике РФ зависит благосостояние латвийских экспортеров

Динамика цен на нефтяном рынке не внушает оптимизма относительно перспектив российской экономики, констатирует Dienas bizness (14.08). Спад ВВП РФ во втором квартале превысил прогнозы министерства экономики и составил 4,6%. По оценке агентства Bloomberg, в целом за год ожидается шестипроцентное падение. Газета сравнивает ситуацию в экономике РФ со штормом и перечисляет главные негативные факторы: падение цен на нефть и санкции Запада, из-за которых российским компаниям ограничен доступ к зарубежным кредитам. ЦБ РФ в надежде улучшить ситуацию в несколько приемов понизил учетную ставку до 11%, но эта мера не дала позитивного эффекта.

Несмотря на введенное год назад Россией продуктовое эмбарго, предприниматели ЕС по-прежнему заинтересованы в торговле с этой страной и внимательно следят за процессами на нефтяном рынке и колебаниями курса рубля, пишет Diena (13.08). «Нет худа без добра. Падение рубля увеличивает доходы в рублях от заработанных нефтедолларов. Тем не менее, общий эффект для России негативный, потому что снижение стоимости российской валюты только частично компенсирует обвал цен на нефть», — пояснил изданию специалист по финансовому рынку Андрис Лариньш. Автор подчеркивает: ухудшение ситуации в экономике РФ не способствует росту внутреннего потребления, и это невыгодно латвийским экспортерам. В благоприятных условиях на РФ приходилось 10% латвийского экспорта, сейчас эта доля уменьшилась до восьми процентов.

Министерство сельского хозяйства Латвии обобщило влияние введенного Россией в ответ на санкции ЕС продуктового эмбарго. Как сообщает Latvijas avīze (10.08), для Латвии не просто потерян важный экспортный рынок — из-за перепроизводства продукции уменьшились поставки латвийских продуктов в другие страны. Сильнее всего пострадала молочная отрасль. Около 80% молочных хозяйств Латвии связаны с предприятиями, отправлявшими продукцию в РФ, из-за эмбарго закупочная цена молока снизилась на 27%. Однако «неизвестно, что было бы, если бы санкции против России не вводились. Иран пошел на переговоры с другими странами не от хорошей жизни. Это означает, что в долгосрочной перспективе санкции дают эффект», заявила газете глава представительства Европейской комиссии в Латвии Инна Штейнбука.

Министр сельского хозяйства Латвии Янис Дуклавс в интервью Latvijas avīze (11.08) оценил как «50 на 50» шансы на открытие российского рынка для латвийских рыбных консервов. Условия отмены запрета на ввоз рыбной продукции министр обсуждал в Москве с министром сельского хозяйства РФ Александром Ткачевым и представителями Россельхознадзора: «Мы говорили об устранении недостатков на предприятиях. В основном это проблема бензопирена. К сожалению, она есть и в других странах». По словам Дуклавса, латвийская сторона направила Россельхознадзору все необходимые документы. Окончательное заключение о возобновлении экспорта рыбных консервов в РФ ожидается в течение месяца. «Обе стороны понимают, что эмбарго очень вредит латвийским крестьянам. Мы с Ткачевым были бы рады его отмене. Произведенные в Латвии продукты россияне считают очень хорошими — как по качеству, так и по вкусовым свойствам», — добавил министр.

«Крымская весна» подняла волну русского национализма

Анализируя экономические показатели РФ, Ir (13.08) резюмирует: «хорошо, что деньги у Кремля идут на убыль, но мира это не гарантирует». По версии еженедельника, Кремлю выгодно отвлечь внимание россиян от экономических трудностей при помощи разжигания национализма. Россия может спровоцировать нападение украинской армии на «сепаратистов Донбасса». Это даст возможность отпраздновать еще одну «славную победу», а также обеспечит друзьям Кремля на Западе прикрытие для прекращения поддержки Киева и для отказа от продления санкций против России, считает автор статьи.

По мнению Latvijas avīze (12.08), история с часами пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова доказывает высокомерие российской властной элиты, и скоро в России произойдут серьезные перемены. Издание приводит прогноз директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого о грядущем системном кризисе. Из-за низких цен на нефть казна РФ беднеет, государство не сможет себе позволить одновременно бороться с санкциями Запада, модернизировать армию и сохранять социальные блага.

Движущей силой перемен станет разочарование во Владимире Путине: россиянам начнет казаться, что президент слишком либерален, предрекает эксперт, указывая, что «крымская весна» пробудила в русском народе огромную волну национализма. Эта волна не спадает, она требует идти дальше — помочь Донбассу, активнее защищать соотечественников в бывшем СССР. Власти не знают, что делать с «джинном, который выпущен из бутылки», потому что он уже не вписывается в рамки реализуемой Кремлем «управляемой демократии», говорится в комментарии. История свидетельствует, что большие потрясения в России всегда затрагивают Латвию, завершает автор.

Суд над Дайнисом Рутенбергсом, который во время пикета в поддержку Крыма повредил российский флаг, превратился в политический процесс, отмечает Latvijas avīze (12.08). Инцидент произошел весной 2014 года. Рутенбергс вырвал из рук участника организованного Союзом русских Латвии пикета флаг РФ и сломал его древко. Прокурор требовал приговорить обвиняемого к 100 часам исправительных работ за порчу чужого имущества, но судьи вынесли оправдательный приговор.

Газета цитирует адвоката Алдиса Алликса: «Участники пикета размахивали российскими флагами и кричали „Россия, Россия!“ Лозунг „Руки прочь от Крыма!“ не был призывом прекратить оккупацию и аннексию полуострова. Это была безусловная политическая поддержка действий России. Спустя более 20 лет после окончания оккупации Латвии де-юре приходится констатировать: огромное число граждан Латвии проголосовали на референдуме за закрепление в конституции статуса русского языка как второго государственного. Эти люди нелояльны по отношению к латышскому народу и государству. От нас до сих пор требуют автоматически предоставить гражданство всем негражданам и их потомкам, но гражданство явно раздавалось слишком щедро».

Ремонт рельсов: технические или политические причины?

Вице-президент латвийской железнодорожной компании Latvijas dzеlzcеļš Эрикс Шмукстс пытается выяснить у представителей РЖД, сколько продлится ремонт путей на латвийском направлении и как это отразится на потоке грузов, информирует Neatkarīgā rīta avīze (14.08). В случае длительных и существенных ограничений грузопотока из России пострадает вся транзитная отрасль Латвии. Усиливают беспокойство неофициальные сведения о намерении России прекратить перевалку угля через Рижский порт. Должностные лица РЖД среднего звена по телефону сказали Шмукстсу, что объем грузов из-за ремонта будет «сильно ограничен», чиновники низкого ранга говорят, что «грузов не будет вообще», подчеркивает газета и призывает надеяться на лучшее.

Комментируя сообщения о планах России отказаться от транзита угля через Рижский порт, Neatkarīgā rīta avīze (13.08) напоминает, что о вероятности этого эксперты предупреждали еще в апреле. Прекращение транзита угля через Латвию может стать очередным ответом России на санкции ЕС, допускает автор. Реализация «угольной блокады» чревата серьезными последствиями не только для компаний, связанных с транзитом, но и для социальной сферы Латвии.

Утверждения о полном прекращении транзита российских грузов — преувеличение, успокаивает министр сообщений Анрийс Матисс через Latvijas Radio 1 (14.08). Он сослался на данные РЖД, согласно которым на Октябрьской ветке начат летний ремонт, но перевозки в направлении Латвии осуществляются в соответствии с заказами грузоотправителей. Тем не менее, Матисс признал, что ситуация нетипичная. Обычно о ремонте путей партнеры РЖД узнают не из прессы. «Спад по грузоперевозкам в целом не должен быть драматическим. Если спад будет большой, в том числе, и из Белоруссии, придется думать о других — не технических — причинах», — считает министр.