Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Белоруссии: цена партнерства Минск — Москва

Обзор публикаций о России, 10–16 августа

© Фото : Юрий ОрловБелорусские газеты
Белорусские газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С учетом предвыборной проблематики белорусская пресса уделяет внимание экономическим аспектам российско-белорусского взаимодействия, в первую очередь, в сфере энергетики и ВТС. Кроме того, повышенный интерес газеты проявили к визиту на Украину главы белорусского МИДа как представителя Кремля.

Новые импульсы

«У Александра Лукашенко есть желание придать новый импульс процессу урегулирования в Донбассе. И Владимир Путин, вероятно, хочет при помощи официального Минска выйти из этой тупиковой ситуации», — пишет в «Завтра твоей страны» (12.08) обозреватель Роман Яковлевский, комментируя рабочий визит министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея в Киев. Эксперт не исключает, что глава белорусского МИД привез новые мирные инициативы официального Минска по востоку Украины.

«В Киеве заговорили о возможном переводе переговоров из минского формата в атлантический», — сообщает «Беларуская праўда» (15.08). Перевод формата из минского в атлантический в интересах Белоруссии, уверен автор статьи, и именно с этим связан визит министра иностранных дел Макея на Украину. В украинских событиях «ЕС в течение войны проявил себя не лучшим образом. В постсоветской системе координат Брюссель продемонстрировал свою слабость. У нас слабаков не уважают. Американцы заняты Ближним Востоком и собственными выборами. Надо „втянуть“ их в регион обратно, потому что только они в состоянии сдержать кремлевских „ястребов“. Изменение формата переговоров — необходимый этап».

«Военная» экономика

«Война в экономику Белоруссии пришла не от ЕАЭС», — подчеркивает в «БелГазете» (11.08) политолог Ярослав Романчук по поводу слов президента страны о «военном положении» в белорусской экономике. «Фактов внешнего нападения на отечественную экономику нет. Белоруссия вступила в Евразийский экономический союз. Вместо полноценного Таможенного союза получилось образование сплошных изъятий и ограничений. Однако под ним стоит подпись руководителя Белоруссии. Россия тоже не нападала на нашу экономику. Да, она в рецессии, но это следствие глубоких структурных и системных проблем, которые возникли не в результате сознательных действий Кремля по объявлению войны экономике Белоруссии. Да, ЦБ РФ в 2014 году „обвалил“ рубль, но такое поведение не нарушает ни одну букву договоров между Белоруссией и РФ. Да, российское правительство активно занимается бюджетной и ресурсной поддержкой избранных коммерческих предприятий, в том числе, под флагом импортозамещения, но и белорусские власти давно этим увлекаются. Более того, Россия продолжает выручать нас кредитами. Она сквозь пальцы смотрит на таможенные и производственные „грешки“, хотя в отдельных случаях они тянут на сотни миллионов долларов. Да, Россия получила санкции от ЕС, США и других стран мира. Да, она сама ввела санкции против сельхозпродукции из стран ЕС, но у Белоруссии возникли прекрасные возможности увеличить свой экспорт в Россию».

По мнению военного обозревателя «Завтра твоей страны» Александра Алесина (15.08), у Белоруссии не так много активов, которые могут быть серьезным козырем в торге с РФ по поводу различных льгот. Один из таких козырей — Минский завод колесных тягачей, который, по словам Александра Лукашенко, «в ближайшее время приватизироваться и продаваться не будет». Эксперт считает, что самый главный актив Минска — это геополитическое и географическое положение: «Белоруссия — плацдарм России, выдвинутый в сторону НАТО». Так что в условиях кризиса и падения цен на нефть Москва хочет поставить завод под контроль, сделать его российским юридическим лицом, — учитывая опыт событий на Украине и в других постсоветских странах.

Обнародованная программа объединения с КамАЗом «играет роль информационного тарана. Ею пугают белорусов: мол, если не сдадите завод, мы через несколько месяцев построим эту машину, испытаем, положим на нее свои ракеты, и вы нам больше не будете нужны», говорит эксперт. «Объединение под эгидой КамАЗа несет явную угрозу лишиться технического потенциала, превратиться в отверточную сборку».

Обострение ситуации в Восточной Европе, спровоцированное событиями на Украине, повысило для России ценность союзнических отношений с Белоруссией. Ситуация заставляет Кремль спокойно воспринимать проявления самостоятельности в политике Минска, в том числе, в вопросах военного сотрудничества, уверяют Naviny.by (16.08). Информация о том, что одним из условий лояльного отношения Москвы к результатам выборов президента Белоруссии (а в победе Лукашенко никто не сомневается) станет размещение в Бобруйске российской авиабазы — «одно из проявлений информационной войны, которую Москва периодически возобновляет в отношении Минска, понукая его или одергивая его», пишет обозреватель. Очевидно, что Кремль не будет медлить с признанием очередной «изящной» победы Александра Лукашенко: «России не нужен еще один „пожар“ на западных границах».

Бензиновый вопрос

«Хватит ли воли у российского руководства довести реформу налогообложения нефтяной отрасли до конца в ситуации падения мировых цен на нефть и ухудшения ситуации в экономике?» Размышляя на эту тему, экономический аналитик Татьяна Маненок («Наше мнение», 13.08) отмечает: «Налоговый маневр в нефтяной отрасли России рассчитан на 2015–2017 годы. По логике, в последующем правительство РФ должно продолжить реформу, чтобы к 2025 году полностью отменить пошлины на нефть и нефтепродукты. Если этого не сделать, ЕАЭС не удастся создать общий рынок нефти и нефтепродуктов».

Вместе с тем, указывает экономист, «финансовое здоровье белорусских НПЗ в большей степени зависит от мировых цен на нефть, чем от условий поставок российской нефти, которые в большей степени предопределены налоговым маневром. А здесь прогнозы неутешительные».

В России, скорее всего, смирились с отсрочкой перехода на «Евро-5», и там больше не рассматривают Белоруссию как страну, готовую восполнить дефицит топлива на рынке союзника вопреки собственным интересам, констатирует «Белрынок» (13.08). «В России все больше склоняются к тому, что при полном переходе на „Евро-5“ с 2016 года дефицит бензина возможен. Поэтому ничего другого не остается, кроме как сохранить бензин старого стандарта „Евро-4“ до полного завершения модернизации российских НПЗ. Аргументы понятны. Единственное, что вызывает недоумение: почему в РФ забыли о том, что восполнить дефицит высококачественного топлива по силам белорусам?»