Почему россиян сильнее всего ненавидят поляки? — задавался вопросом портал Wirtualna Polska (13.08.), освещая результаты исследования американского центра Pew Research, изучавшего отношение к России в разных странах мира. О негативном отношении к российскому государству заявили 80% поляков, а к его лидеру, Владимиру Путину, — 87%. Эксперты, высказывания которых приводит портал, объясняют такие настроения историческим недоверием польского населения к России, а также недовольством ее современной политикой, курс которой направлен на противостояние Западу.
В президенте России люди часто видят угрозу для всей западной цивилизации, подчеркивает сотрудник Института международных отношений Варшавского университета Мачей Рась (Maciej Raś): «Путина считают не только недемократическим руководителем, деспотом, тираном, агрессором на Украине, но также источником конфликта, угрозой западному миру. Кем-то, кто впитал неприязнь к Западу с молоком матери, и сделал из этой неприязни суть российских действий на международной арене».
Polityka (19.08) в контексте разрыва контракта на поставку Москве вертолетоносцев типа «Мистраль» размышляла о российско-французских отношениях. Во французской армии произошла смена поколений, пришедшая туда молодежь уже не видит в России угрозы и зачастую испытывает симпатию к Владимиру Путину, в частности, давая высокую оценку его стратегическому таланту, проявившемуся в операции по присоединению Крыма, рассказывает еженедельник.
Французское общество исторически относилось к России благосклонно, и хотя в последнее время все меньше французов говорит о своем положительном отношении к российскому государству, остается немало политиков, которые призывают к нормализации отношений с Москвой: и это не только Марин Ле Пен, но и Николя Саркози.
Официальному Парижу нелегко разговаривать с Россией: «резко критикуя политику Путина в отношении Украины, он старается продолжать игру на втором фортепьяно и сохранять с россиянами как можно лучшие отношения. И в данном случае многие французские эмоции пересекаются с жестокой геополитикой», — подводит итог автор публикации.
Немецко-российским контактам уделила внимание Rzeczpospolita (13.08), вспоминая о подписанном в 1970 году договоре между СССР и ФРГ. Этот документ, как указывает политолог Влодзимеж Марчиняк (Włodzimierz Marciniak), которого цитирует газета, был не просто соглашением о нерушимости границ и нормализации диалога между двумя сторонами: «Он разрядил, сблизил, сформировал специфические, независящие от позиции западных держав отношения между Москвой и Берлином, которые… продолжаются до сих пор. На самом деле — это был договор о далеко идущем политико-экономическом сотрудничестве. Можно сказать, что Ангела Меркель продолжает эти эксклюзивные немецко-российские контакты».
Москва хочет, чтобы Запад вернулся к «тактике умиротворения» и вновь поверил, будто с Путиным можно и нужно договариваться, однако «согласие на захватническую политику России ведет не к урегулированию ситуации, а лишь станет первым шагом к новым завоеваниям и хаосу», — предупреждает историк Анджей Новак (Andrzej Nowak) в интервью Onet.pl (16.08). От «имперского экспансионизма» Кремля может в первую очередь пострадать Польша, однако попытки западных стран «бросить на растерзание слабые государства во имя цинично понимаемых интересов», заканчивались, как показывает история, плохо для них самих, в том числе с точки зрения политического прагматизма, напоминает эксперт. Сторонники «мира и торговли с Россией в Париже, Берлине, Лондоне, Вашингтоне», подчеркивает он, должны понять, что потворство агрессивным режимам превратит мир в «в зоопарк с открытыми клетками, где сильные будут заглатывать слабых».
В контексте польской политики в отношении Москвы анализировал географию первых заграничных визитов нового президента Польши Анджея Дуды (Andrzej Duda) Newsweek Polska (17.08). Польский лидер решил начать с Эстонии, где он собирается продемонстрировать «свое несогласие с ревизионистской политикой России», затронув тему сталинских преступлений и нарушения международного права в контексте «советской агрессии против стран Балтии», — рассказывает еженедельник. Дуда постарается оживить союз стран региона и вдохнуть жизнь в ставшее абстрактным понятие Восточно-Центральной Европы, что наверняка не понравится России. Вопрос только в том, как отнесутся к этим планам потенциальные союзники, отмечает автор комментария и заключает: «Посмотрим. Тем более, на востоке вновь собираются черные тучи, а в контексте обостряющейся ситуации в Донбассе турне Анджея Дуды станет проверкой новой дипломатии боем и возможностью продемонстрировать, как гасить пожары».
Встреча Анджея Дуды с президентом Эстонии станет сильным акцентом, поскольку пройдет в очередную годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа, развивает тему публицист портала wPolityce.pl (18.08). «Такое напоминание особенно важно на фоне того, что современная Россия с использованием военной силы забирает территории таких независимых государств, как Грузия и Молдавия или (при помощи сепаратистов) Украина, причем некоторые страны Европейского союза готовы принять эту аннексию ради продолжения бизнеса с агрессором», — подчеркивает он. И добавляет, что встреча в Эстонии позволит также обратить внимание «на проблему стран восточного фланга НАТО, которым все сильнее угрожают агрессивные действия Москвы».
После Таллина президент Дуда отправится в Германию: это демонстрирует, что Польша не забыла о трагических для своей части Европы последствиях сотрудничества между Москвой и Берлином перед Второй мировой войной, продолжает wPolityce.pl (19.08). Немецкая сторона «печется о хорошем самочувствии Москвы» и выступает против создания постоянных баз Североатлантического альянса на его восточном фланге, считая действующим основополагающий акт Россия — НАТО от 1997 года, хотя Кремль своими действиями демонстрирует, что он не собирается его придерживаться. А «следующей целью возрождающегося российского империализма» может стать эстонская Нарва, предсказывает портал.
Телеканал TVN 24 (16.08) с обеспокоенностью следил за ситуацией на востоке Украины, размышляя, следует ли ожидать там начала массированной военной операции с участием вооруженных сил России. Настолько большой вероятности новой эскалации не было уже давно, и в пользу военной версии развития событий говорит множество факторов, в том числе политическая обстановка: «Минское соглашение не работает, Москва выжала из него все, что возможно, и теперь готова решиться переломить патовую ситуацию», — убежден аналитик канала, который ожидает возникновения в Донбассе локальных столкновений, «как бои за Дебальцево или Донецкий аэропорт». «Москва хочет нанести Украине очередное тяжелое поражение. Настолько болезненное и унизительное, чтобы оно вызвало в Киеве политический хаос», — аргументирует он.