Это малоизвестная сторона личности Эрве Маритона. Либеральный депутат от департамента Дром влюблен в Россию с самых юных лет. Не в Россию ГУЛАГов и сталинских чисток, а в вечную Россию царей, великих писателей, Чехова, Толстого и Достоевского. Именно в Москве он встретил свою будущую жену Мирей, которая вместе с ним приехала туда на курсы русского языка.
Он, без сомнения, единственный французский парламентарий, прочитавший шедевр Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в оригинальном издании, вышедшем на русском языке в Париже в декабре 1973 года. В то время рукопись, копия которой попала в руки КГБ, удалось тайно вывести из СССР и передать в типографию Березняк — одну из немногих французский типографий, в которых были кириллические шрифты. Произведение вышло в издательстве «ИМКА-Пресс» (на улице Монтань-Сент-Женевьев в Париже), которое занимается распространением русской культуры.
Воспитанник лицея Луи-ле-Гран в Париже и один из самых прилежных учеников преподавательницы русского Зои Ларусс, юный Эрве Маритон в 1974 году выиграл открытый конкурс по русскому языку. В своем эссе он защищал права человека в Советском Союзе. В качестве награды французское правительство предоставило победителям поездку в Россию летом 1975. Эрве на тот момент было 16 лет. Сегодня он вспоминает, словно это было вчера, о своем соседе по комнате, Александре Эльчаниноффе, племяннике директора «ИМКА», активно вовлеченного в жизни русских эмигрантов во Франции. «В тоталитарную систему приехали молодые люди, жившие на другой планете. У Александра Эльчаниноффа полный чемодан Библий, которые он раздает по пути», — вспоминает Маритон.
Сын дромского военного, католика Мориса Маритона и молодой еврейки алжирского происхождения Йолен Бенкемун, Эрве родился в Алжире в 1958 году. И вот, оказавшись в СССР, юный антикоммунистический активист с изумлением заметил, что «на улицах можно петь антисоветские песни, и тебя не арестуют». В Вильнюсе, литовской столице, в небольшой гостинице, где жили советские милиционеры, Эрве и его приятель Александр развлекались изготовлением водяных бомбочек из бумаги — более чем любительских — которые затем бросали на головы милиционерам, проходившим по улице, и болтали по-русски с ошарашенными прохожими.
«Это была эпоха Брежнева. Мы настолько не вписывались в систему, что русские не знали, как за нами уследить. А мы были достаточно беззаботны, чтобы ни у кого не спрашивать разрешения. Мы считали себя посланниками свободы, с высоты наших 16 лет», — рассказывает Маритон. «Удивительно нестандартное» путешествие, из которого бесстрашный юноша привез диски с выступлениями Брежнева и оперой, прославляющей его деяния — достойные продукты пропаганды с большой буквы «П».
С тех пор бывший президент группы Франко-российской дружбы в Ассамблее и ее нынешний вице-президент неоднократно возвращался в Восточную Европу. Развитие Интернета многое изменило. «Сорок лет тому назад российские власти стремились контролировать все коммуникации, но телефон был бесплатным, они хотели контролировать передвижение граждан, но при этом путешествие на поезде и даже на самолете стоило копейки», — рассуждает Эрве Маритон. Тогда же он подружился с бывшим чемпионом мира по шахматам Гари Каспаровым. Это было в 1990 году, когда Каспаров, как и Маритон, говорил о «своем восхищении Маргарет Тэтчер».
Публичные чтения Солженицына
В апреле 2009 года депутат Дрома также приехал на второй процесс по делу Михаила Ходорковского, бывшего российского нефтяного магната, генерального директора ЮКОСа, который пробыл в тюрьме с 2004 по 2013 год за «мошенничество в крупных размерах» и «уклонение от уплаты налогов». По мнению Amnesty International, он был «политическим заключенным».
В интервью российскому телевидению Эрве Маритон, не желая высказываться по существу дела, восклицал: «Это невообразимо! Представитель прокурора мямлит текст, который едва в состоянии прочитать, так что коллега подсказывает ему слова на ухо (...). Некоторые полицейские читают газету, другие дремлют, уткнувшись подбородком в винтовку (...). Я депутат, гражданин мира, я не имею права оставаться равнодушным к тому, что здесь происходит». В 2008 году Эрве Маритон встречался с Мариной, матерью Ходорковского, некогда самого богатого человека в России, который был помилован Владимиром Путиным два года назад.
Маритон также близко дружит с вдовой автора романа «Архипелаг ГУЛАГ», Натальей Солженицыной, которая приезжала в Крест, где Эрве занимает пост мэра, на открытие площади имени Александра Солженицына — это первая во Франции, пусть и достаточно скромная, дань памяти великого писателя. На 2016 и 2018 Маритон готовит публичные лекции о Гарвардской речи Солженицына.