Китай и Индия играют основную роль в обеспечении прироста населения Азии и определяют тенденции в процессе ее урбанизации. Согласно исследованию института McKinsey 2010 года, ожидается, что эти две страны будут обеспечивать 62% прироста городского населения континента между 2005 и 2025 годами, и впечатляющие 40% такого прироста во всем мире.
Статистики указывают на безотлагательность планирования городского строительства и управления ростом народонаселения в обеих странах. Но так же важно признать критические различия между этими двумя странами. Изменения в их путях урбанизации, а также различия в их подходах к природоохранной политике, вероятно, сделают проблемы населения Индии намного более трудно решаемыми.
Китай, по всей видимости, и дальше будет родиной 20% человечества, но больше двух десятилетий его коэффициент рождаемости был ниже, чем уровень «замены» (который необходим для поддержания текущей численности населения), с показателем прироста населения, который, как ожидают, будет становиться отрицательным в течение следующих двух десятилетий. В результате Индия, где прирост населения, согласно прогнозам, будет оставаться положительным в обозримом будущем, обещает стать самой густонаселенной страной в мире. В большинстве прогнозов предполагается, что население Индии превысит население Китая к 2022 году.
В действительности, в последующие 35 лет ожидается, что Индия добавит более 400 миллионов городских жителей (больше, чем все население Соединенных Штатов), в то время как Китай добавит всего 292 миллиона. Впервые, большинство индийцев будет жить в городах — значительное преобразование для страны, сельское население которой в настоящее время составляет две трети от общего количества.
Два крупнейших городских центра Индии — Дели и Мумбаи — часто описываются как формирующиеся глобальные мегагорода. Дели ‑ уже второй самый густонаселенный город в мире, и ожидается, что он догонит Токио, самый большой город в мире, почти полностью к 2030.
Когда прирост населения в таком масштабе объединен с быстрой урбанизацией, вызванные этим экологические и социальные воздействия становятся огромной проблемой для политики. В 2014 Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила, что в Дели худшее качество воздуха в мире (исходя из данных по концентрации твердых частиц) и что индийские города занимают четыре первых места в этом рейтинге, и 13 верхних строчек из 18.
Китай часто — и часто оправданно — подвергался критике за плохую природоохранную политику. Но, согласно McKinsey, Китай занимал более активную позицию, чем Индия, в планировании быстрой урбанизации, демонстрируя, что у него есть способность и ресурсы, чтобы обратиться к экологическим проблемам. В новых городах по всей стране в градостроительные планы уже включены вопросы создания прибрежных зеленых маршрутов и городских заповедников, дополняющих проекты инфраструктуры, которые обладают экологическими преимуществами (например, обширные сети общественного транспорта).
Города Индии, напротив, формировались стихийно, не особо рассматривая функционирование городских систем как единого организма. К примеру, урбанизированные районы страны часто не имеют соответствующего обеспечения региональными транспортными сетями. Появившиеся в незастроенных районах городов и на их периферии большие незаконные поселения ставят под угрозу условия окружающей среды, здравоохранения и личной безопасности. Структура землепользования в Индии такова, что происходит «переплетение» промышленных и жилых районов, что подвергает уязвимое (и растущее) население городов воздействию массы отрицательных побочных эффектов этого процесса.
Различия между городской застройкой в Китае и Индией видны не только в сущности их политики в этой области, но также и в стилях руководства этих двух стран. Лидеры Китая делают особый акцент на контроле загрязнения окружающей среды. В преддверии Зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине власти стремятся разработать и осуществить интегрированный региональный план, направленный балансирование экономического роста и экологического контроля, включая озеленение производственных процессов и устранение «избыточных мощностей» по выработке энергии.
Такие предполагающие участия управленцев разного уровня усилия требуют четкой координации и стабильного видения, которое обеспечивает иерархическая система управления Китая. В Индии, напротив, центральное правительство никаким образом не участвует в решении проблем с загрязнением воздуха, там они решаются на уровне штатов. Независимо от того, что администрация премьер-министра Нарендры Моди решает делать, руководство штатов, находящееся под контролем различных партий, чаще всего выступает против или уделят этому недостаточно внимания и не выделяет необходимых ресурсов.
По данным ВОЗ, из 4,3 миллионов ежегодных случаев смерти в результате «загрязнения воздуха внутри помещений» (сжигание твердого топлива), почти треть (1,3 млн) происходят в Индии. В недавнем докладе утверждается, что более строгие правила экологического регулирования добавили бы 3,2 лет к продолжительности жизни индийцев. Этот ощутимый прирост благосостояния будет также включать экономические выгоды. Добавление более двух миллиардов «лет жизни» представляет собой значительное количество человеческой производительности, творчества и ничем не компенсируемых вкладов в семью и общество. Будучи не в состоянии компетентно устранить последствия быстрой урбанизации, Индия оставляет эти преимущества невостребованными.
Честная, получившая широкую огласку официальная декларация дала бы гражданам Индии и миру понять, что страна намеревается уберечь свое растущее население от сокращающих жизнь последствий деградации экологии в городах. Это также указало бы путь для улучшения качества жизни в городах Индии, принеся пользу местным жителям как непосредственно, так и косвенно (обеспечив приток иностранных инвестиций).
Конкурентные преимущества Индии в новой глобальной экономике хорошо известны. Но трансформирующий общество социальный прогресс будет возможен, только если страна не предпримет более всесторонние усилия и не обратит внимание на неизбежный сопутствующий ущерб от экономического роста ‑ патологии, игнорируемые ею до этого.