На востоке Украины до сих пор гибнут люди — как будто полгода назад в Минске не было достигнуто никаких договоренностей о мирном урегулировании конфликта. То, что украинский президент в День независимости своей страны, в понедельник, 24 августа, отправился в Берлин, показывает, насколько серьезна ситуация. В настоящий момент Украина болезненно переживает то, насколько ценным и уязвимым является ее право на самоопределение.
Вместе с тем украинцы вспоминают в эти дни трагедию под Иловайском, случившуюся год назад. Тогда сотни украинских силовиков попали в окружение и были убиты. Москва пришла на помощь сепаратистам: их поддержали российские военные. Самое позднее в тот момент стало ясно, что Россия является воюющей стороной, даже если она до сих пор это опровергает.
У минских соглашений нет шансов на успех
Петр Порошенко в Берлине вместе с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом снова выступил за разрешение конфликта политическим путем. Но все участники встречи знают: без России на востоке Украины не будет никакого мира. На саммите в Минске российский президент Владимир Путин также был за столом переговоров. Несколько дней спустя сепаратисты начали новое наступление — опять при поддержке российской стороны и вопреки всем формальным обещаниям Путина.
Режим прекращения огня, согласованный в Минске, никогда не был реализован по-настоящему. Оговоренного отвода тяжелых вооружений не произошло. И до сих пор на украинской границе находятся тысячи российских военных. В любой момент они могут войти на территорию Украины под предлогом гуманитарной интервенции. При таких обстоятельствах у минских соглашений едва ли остаются шансы на успех.
Если до настоящего момента не были реализованы основные пункты военной части договоренностей (прекращение огня и отвод вооружений), как тогда должны выполняться широкомасштабные политические задачи? Украинцам приходится идти на большие уступки. На следующей неделе Верховная рада рассмотрит законопроект о внесении изменений в Конституцию, касающихся децентрализации власти с учетом особенностей самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Изменения должны быть приняты до конца 2015 года. До этого, в октябре, по всей стране пройдут местные выборы — в том числе и в зоне конфликта в Донбассе.
Договоренности не соблюдаются
С политической точки зрения все эти шаги необходимы для того, чтобы достичь баланса интересов. Однако в настоящее время ничто не позволяет быть уверенным в том, что в оккупированном Донбассе пройдут независимые выборы, которые могли бы легитимировать особый статус региона. Напротив, сепаратисты уже объявили, что проведут голосование по собственным правилам.
Украинское законодательство о выборах к ним отношения не имеет. Такие настроения подогревают экстремистские группировки. Сотрудники ОБСЕ в последние недели подверглись на востоке Украины преследованиям, хотя они осуществляют миссию, целью которой является контроль за соблюдением перемирия.
Относительно всех этих событий Россия хранит молчание. Вместе с тем она даже подливает масло в огонь. На прошлой неделе Путин посетил аннексированный Россией украинский полуостров Крым. Вместо того чтобы участвовать в поиске политических путей урегулирования украинского кризиса, он спустился в глубоководном батискафе на дно Черного моря. Едва выйдя на берег, президент России возложил ответственность за непрекращающиеся бои на востоке Украины на Запад.
Погружение Путина в батискафе
Тот факт, что Путину хватает наглости ездить в Крым, не вызвал в Европе никакого протеста. Высокопоставленный пассажир батискафа продолжает идти по пути конфронтации. Ему выгодно, что на Украине все сильнее критикуют готового к переговорам и компромиссу президента Порошенко — в том числе и в лагере прозападных сил, где быстро получила распространение критика в адрес Европы за то, что она оказывает давление на Киев.
Такая критика, направленная в первую очередь против Берлина, преувеличена. Для того, чтобы снова запустить процесс мирного урегулирования конфликта, необходимы уступки всех его сторон. Берлин, Париж и Киев настаивают на политическом пути разрешения кризиса. Только вот сидящего в батискафе политика это, похоже, мало волнует.
Автор — руководитель украинской редакции DW.