Мы привыкли сравнивать президента Тайипа Эрдогана с главой российского государства Владимиром Путиным. Но, на мой взгляд, у Эрдогана гораздо больше общего с первым лидером «новой России» Борисом Ельциным. Более того, в последнее время мне не дает покоя вопрос: сможет ли Эрдоган уйти из власти так же, как Ельцин?
Хотя далеко не все говорят об этом вслух, период подъема Партии справедливости и развития (ПСР) и ее «основателя» остался в прошлом. Теперь умы гложет мысль о том, что процесс, повернувшийся вспять после Гези, 17 декабря и, наконец, 7 июня, в любой момент может набрать обороты.
Мирный процесс решения курдского вопроса сошел на нет, дело перешло в кровавую стадию. На похоронных церемониях идут протесты. Все это заставляет задуматься о том, что выборы 1 ноября (конечно, если они состоятся) могут привести к крайне негативным последствиям для президента.
Другое распространенное убеждение заключается в том, что «Эрдоган, пришедший к власти путем выборов, может делать все возможное, чтобы не уйти путем выборов»...
Так ли это — неизвестно.
Но если события не изменят свой нынешний ход, Эрдоган может оставить политическую сцену далеко не при таких удачных обстоятельствах, как бывший российский лидер Ельцин.
Хитрый, безжалостный, злопамятный
Перечисляя характерные особенности Ельцина российские и западные политологи, а также СМИ обычно отмечали следующие: сильная харизма, способность вести за собой массы, не слишком богатый запас интеллектуального и культурного багажа, неожиданные и подчас рискованные политические решения, упрямство, хитрость, прибегание ко лжи и клевете в случае необходимости, затаивание злобы, консолидация сторонников через постоянный поиск «врага», беспощадность, бесконечная жажда власти...
Никого не напоминает?
Ельцин, который никогда не отличался прилежанием в учебе, чрезвычайно активно работал в рядах Комсомола (коммунистическая организация молодежи) и Коммунистической партии Советского Союза. Благодаря этому его назначали на многие важные должности. Несмотря на свою грузность и склочный нрав, Ельцин был хорошим спортсменом (долго занимался волейболом, а затем теннисом).
В середине 1980-х годов (благодаря советскому лидеру Горбачеву, которого он впоследствии объявит врагом) Ельцин, приехавший в Москву с Урала, вырос до руководителя партийной организации в крупнейшем городе страны, члена Центрального комитета и даже Политбюро.
Ельцин был вовлечен в большое количество скандалов, в отношении него проводились расследования. Из большинства этих ситуаций ему удалось выйти без потерь. Но в 1988 году он утратил некоторые свои партийные функции и полномочия.
За два года Ельцину удалось стать нарастить популярность в народе, и в 1990 году, когда советское государство ослабло, он вышел из партии и поднял флаг борьбы против Горбачева.
По итогам выборов, состоявшихся 12 июня 1991 года, Ельцин стал первым всенародно избранным президентом Российской Федерации (которая тогда еще относилась к Советскому Союзу).
Развенчав Горбачева, который постепенно утратил свою силу после попытки переворота 19 августа 1991 года, Ельцин в конце того же года выступил инициатором распада Советского Союза.
Коррупция и кровавые события
При правлении Ельцина Российская Федерация пережила множество потрясений. Начало 1990-х годов было временем невероятной бедности народа и «рождением дикого капитализма».
В эти годы многие новоявленные предприниматели расхищали шахты и заводы. У сильнейших из них (олигархов) были очень тесные отношения с Ельциным и его политической командой.
Обращало на себя внимание то, что в коррупционных скандалах того времени фигурировали известные российские магнаты, бывшая советская номенклатура, лидеры бывшей правящей партии, руководители разведывательной организации и близкий круг Ельцина (например, его младшая дочь и советник Татьяна Дьяченко-Юмашева).
Российский лидер был вовлечен во многие беззакония и акты насилия. Осенью 1993 года после острого конфликта с парламентом по его приказу открыли огонь по Белому дому, в котором находились оппозиционные депутаты, что повлекло за собой гибель десятков человек и аресты многих политиков.
Свою предвыборную кампанию 1996 года Ельцин провел при финансовой поддержке западных государств и «семи олигархов». Как признал спустя годы нынешний премьер-министр Медведев, выборы 1996 года на деле выиграл кандидат от коммунистов Зюганов, но «кремлевского переворота» и ухода Ельцина допустить было нельзя.
Пожилой лидер постепенно утрачивал свою силу, его популярность постепенно сходила на нет, а во второй половине 1999 года, судя по опросам общественного мнения, его рейтинг и вовсе упал до 2%.
Во внутренней политике царил хаос, внешняя политика потерпела крах. Сначала воевали с чеченцами, затем запустили мирный процесс, потом отказались и от него, а значительная часть общества под влиянием российского национализма стала требовать военных операций.
Кремль не владел ситуацией. В стране крепло убеждение в том, что «так больше продолжаться не может».
Последний период и надежды на спасение
Ельцин, который когда-то пришел к власти при поддержке более половины населения (57% в 1991-м, сомнительные 53% во втором туре в 1996-м), был крайне возмущен.
Он безостановочно менял премьер-министров. Делая это, он вместе с тем искал «надежного» преемника, который сможет занять его место. Сняв Кириенко, он назначил (во второй раз) Черномырдина. Его сменил Примаков, затем Степашин и, наконец, Путин.
В последний день 1999 года, в своем новогоднем обращении Ельцин, который за четыре месяца поверил в Путина, объявил о своем историческом решении: «Я устал, я ухожу».
Новый лидер Путин перестроил всю политику Ельцина. Путин наказал политиков и бизнесменов, не выходивших из Кремлевского дворца и пользовавшихся большим доверием Ельцина. Такие медиамагнаты, как Березовский, Гусинский, были вынуждены бежать из страны, а Ходорковского, главного богача страны, Путин посадил за решетку.
Но Путин до конца остался верен данному им слову: он не тронул Ельцина и его семью, предотвратил все направленные против них политические атаки, не допустил юридического преследования Ельцина.
Ельцин, который хотел, чтобы его называли не «бывшим лидером» или «бывшим президентом», а «первым всенародно избранным президентом России», спустя семь с половиной лет после ухода из власти, весной 2007 года, умер собственной смертью на 77-м году жизни.
Может ли Эрдоган сделать то, что сделал Ельцин?
Говоря о характерных чертах Ельцина, мы начали с «харизмы» и закончили «бесконечной жаждой власти».
Особенно важно для Ельцина было последнее. Так было почти всю его жизнь.
Но в последние годы его пребывания в Кремле эту жажду обуздала другая, еще более сильная страсть: жить и быть свободным... Ради этого он выбрал весьма рискованный путь: поставить на свое место другого лидера и оставить политику.
Хотя за последние семь с половиной лет своей жизни Ельцин пережил многое, что было ему не по душе или покоробило его уверенность, в конечном счете можно считать, что его рискованное решение оказалось очень верным и по-настоящему спасло его.
Возможно ли то же самое в Турции?
Может ли Эрдоган при Давутоглу или другом каком-нибудь «подходящем лидере» в «подходящее время» оставить активную политику или изобретенную им концепцию «потеющего президента» и уйти?
Сможет ли он таким образом устранить опасность, созданную рядом накопившихся к нему юридических претензий?
Взлетит ли ПСР снова вверх и как долго останется у власти?
Ответы даст история...