Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Грузии в четверг официально открыт учебный центр НАТО. Авторитетные международные СМИ уже успели назвать этот шаг беспрецедентным. И действительно, НАТО фактически вступает на Южный Кавказ спустя 25 лет после краха Советского Союза. Проблема в том, что выведение Кавказа из зоны военно-политической ответственности Москвы в постсоветской действительности было одним из ключевых вопросов во всех процессах, которые происходили в регионе.

В Грузии в четверг официально открыт учебный центр НАТО. Авторитетные международные СМИ уже успели назвать этот шаг беспрецедентным. И действительно, НАТО фактически вступает на Южный Кавказ спустя 25 лет после краха Советского Союза.
 
Проблема в том, что выведение Кавказа из зоны военно-политической ответственности Москвы в постсоветской действительности было одним из ключевых вопросов во всех процессах, которые происходили в регионе. И в этом смысле существенным было то, что, несмотря на утверждение своего влияния разными путями, НАТО как инфраструктура продолжала оставаться на границе Кавказа — в Турции. И вот вчера НАТО фактически перешла границу Кавказа и тем самым открыла новую границу в истории развития региона, в процессах общерегионального, геополитического характера. То есть, открытие учебного центра НАТО в Грузии обретает большое региональное значение, что, несомненно, окажет свое влияние и по части напрямую касающихся Армении развитий.
 
Конечно, здесь возникают, так сказать, и позитивные, и негативные факторы, а также вызовы. В частности, ключевым из них является реакция Москвы. Как отреагирует Москва на этот шаг НАТО? Разумеется, не нужно учебный центр путать с военной базой, следовательно с формальной точки зрения, учебный центр НАТО — это еще не военное присутствие.
 
В то же время, очевидно также, что это начало нового процесса, который со временем, конечно, приведет к военному присутствию. Это просто шаг, открывающий путь этому, и Москва вполне отдает себе в этом отчет. Проблема здесь в том, что Россия может попытаться ответить на этот шаг и предпринять контршаги, в рамках которых она может поставить перед Арменией какие-то требования по противостоянию этому, ставя под угрозу и армяно-грузинские отношения, и отношения Армения-НАТО.
 
Для Армении здесь возникают риски, и если официальный Ереван вдруг уступит возможным российским требованиям стать инструментом противодействия или попыткам принуждения к этому, то это будет равнозначно втягиванию Армении в чрезвычайно опасную провокацию. А это означает следующее: любое должностное лицо, идущее на такой шаг, однозначно действует против государственных интересов и национальной безопасности Армении.
 
Если Армения находит пути, чтобы избежать рисков, что она вполне в состоянии сделать, то в остальном весь этот эпизод в сотрудничестве Грузия-НАТО, имеющий огромное региональное и геополитическое значение, однозначно нужно приветствовать. Этот шаг означает диверсификацию и расширение факторов безопасности на Кавказе, состава субъектов, имеющих функции обеспечения безопасности в этом пока что фрагментированном регионе, что может по большому счету только усилить и укрепить базу и потенциал безопасности и стабильности.
 
Это крайне важно, если учесть усилившиеся вызовы со стороны режимов в Азербайджане и России, а также исламистских террористов. И вот в этот период, НАТО — просто долгожданный партнер на Кавказе.