В субботу мы отметим 1500 дней с того момента, как космический челнок «шатл» совершил свою последнюю посадку. Прекращение полетов человека в космос всегда считалось временным явлением, и мы осуществили необходимый переход к новому поколению космических кораблей, разрабатываемых американскими коммерческими компаниями. Соответственно, покупка мест в российских космических кораблях для отправки наших астронавтов на Международную космическую станцию всегда считалась временной мерой.
Если бы Конгресс в достаточной мере финансировал инициативу президента Обамы о коммерческих экипажах, мы бы в этом году завершали подготовку к отправке астронавтов в космос с американской территории и на американских кораблях. Вместо этого мы сталкиваемся с неопределенностью, и это будет продолжаться до тех пор, пока конгресс отказывается вкладывать необходимые средства в программу частных пилотируемых космических кораблей.
В условиях такой неопределенности мы совершенно точно знаем то, что каждый доллар, который мы платим Москве, это доллар, который мы не вкладываем в американский бизнес в Миссури, Мичигане, Миннесоте и в любом другом из тех 35 штатов, где 350 наших компаний работают над тем, чтобы самая великая страна на Земле снова могла сама отправлять своих астронавтов в космос.
Это выглядит так, будто мы заказываем дорогую еду на стороне, потому что не оборудовали собственную кухню, но в данном случае еда на вынос обходится нам в сотни миллионов долларов. Еще недавно у НАСА не было никакого выбора, и агентство было вынуждено выписывать нашим российским партнерам чеки на 490 миллионов долларов, чтобы они доставили астронавтов на МКС.
Так быть не должно. Конгресс может и должен решить данный вопрос, вложив средства в программу коммерческих кораблей.
Чтобы понять, как мы оказались в таком положении, надо вспомнить недавнюю историю. Космические челноки регулярно летали в космос на протяжении 30 лет, чего не удавалось никому. Мне посчастливилось четыре раза слетать в космос на борту этого прекрасного корабля. Такой машины не было ни у кого и никогда: корабль многоразового использования, красивый и изящный как самолет, способный доставить на орбиту восемь астронавтов и имеющий 60-футовый грузовой отсек. 30-летняя история полетов «шатла» это выдающееся событие.
Как хорошо известно читателям WIRED, техника не стоит на месте. Первый орбитальный полет «шатла» (STS 1) состоялся 12 апреля 1981 года. Спустя четыре месяца, 12 августа 1981 года появился первый персональный компьютер IBM, который, по словам Кристины Боннингтон (Christina Bonnington) из WIRED, «полностью изменил отношение людей к компьютерам и ускорил их применение. Трудно переоценить их роль и значение». STS 1 оказал аналогичное влияние на полеты человека в космос. Первый компьютер IBM и первый компьютер Macintosh (он появился спустя несколько лет, в 1984 году) произвели революцию, и сегодняшние приложения и программы требуют все новых технологий и устройств. То же самое можно сказать и о полетах в космос.
Мы стремимся отправить наших астронавтов все дальше в открытый космос, скажем, на астероид на лунной орбите в 2020-х годах или на Марс в 2030-х. Но нам надо также построить космические корабли нового поколения.
В 2004 году президент Буш принял очень трудное решение отказаться от использования «шатлов» после их многолетней и невероятной службы. Оно было трудным, но правильным: такова была рекомендация комиссии, расследовавшей крушения «Колумбии», и ее поддержали многие специалисты из космического сообщества, в том числе и я. Но это было не окончательное решение.
С самых первых дней пребывания на президентском посту Барак Обама выдвинул в качестве приоритетной задачи возврат пилотируемых полетов в космос на американскую землю. Выступая пять дней назад в космическом центре имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде, президент изложил дальновидную стратегию космических исследований в 21 веке. Центром данной стратегии является полет на Марс, в результате которого американские астронавты в 2030-х годах высадятся на Красной планете.
Чтобы успешно провести этот полет, президент попросил НАСА продолжать работу по созданию космических кораблей, чтобы запустить такой аппарат, который будет успешно доставлять наших астронавтов в открытый космос. Сегодня этот космический корабль «Орион» совершает успешный (беспилотный) полет в открытом космосе, а сверхтяжелая ракета-носитель Space Launch System прошла целую серию важных этапов в своей разработке.
НАСА сосредоточила свою работу на том, чтобы отправить наших астронавтов в дальний космос, и президентский план требует от нас совместной работы с коммерческими партнерами, дабы и впредь доставлять наших астронавтов и грузы на МКС. Тем самым, мы реализуем две цели: НАСА сосредоточится на дальнем космосе, а американские предприниматели и изобретатели будут создавать новый коммерческий рынок на околоземной орбите. Этот план носит название Commercial Crew (Коммерческий экипаж).
Наряду со значительными коммерческими выгодами Commercial Crew, у него имеются и значительные финансовые преимущества. Чтобы отправить на российском «Союзе» одного американского астронавта на МКС, надо заплатить примерно 81 миллион долларов. Для сравнения: одно место на борту космического корабля SpaceX компании Boeing при полете на МКС после его сертификации будет стоить 58 миллионов долларов.
Но несмотря на все эти выгоды и преимущества, Конгресс постоянно недофинансирует программы НАСА, вопреки запросам президента. С 2010 года президент получил примерно на 1 миллиард долларов меньше, чем он запрашивал на программу Commercial Crew. За это время мы выплатили России 1 миллиард долларов.
Космические путешествия вещь сложная, но выбор прост. Или мы инвестируем в себя, в наш бизнес, в нашу изобретательность, в наш народ, или мы и дальше отправляем деньги наших налогоплательщиков в Россию.
Мы та страна, которая поцеловала Луну. Мы та страна, которая совершает поездки по Марсу. Мы та страна, которая продолжает открывать новые горизонты, долетев недавно до Плутона. Мы должны сами отправлять наших астронавтов в космос.