МИД России отреагировал на открытие в Грузии тренировочного центра НАТО, которое состоялось 27 августа в рамках визита в регион генсека Альянса Йенса Столтенберга. Соглашение об открытии центра было достигнуть в ходе Уэльского саммита НАТО. Предполагается, что здесь смогут обучаться военнослужащие как членов НАТО, так и стран-союзников.
Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что открытие центра НАТО рассматривается Москвой как провокационный шаг по расширению влияния НАТО и фактор, ведущий к дестабилизации ситуации в регионе.
Реакция Москвы не стала неожиданностью, поскольку открытие центра НАТО в Грузии означает установление институционального присутствия Альянса в регионе, а значит, старт процесса упразднения «жандармской» монополии России на Кавказе.
С точки зрения международного права позиция России выглядит абсурдной, поскольку речь идет о суверенном решении двух суверенных субъектов. Причем, ни Грузия, ни НАТО не рассматривают наличие российской базы в Армении как провокационный шаг, хотя Тбилиси несколько раз выражал обеспокоенность в связи с угрозой, исходящей от базы.
Власти Армении не раз заверяли, что с территории Армении опасность Грузии не грозит. Последнее заверение в том, что Армения и Грузия не будут предпринимать шагов, ставящих под угрозу соседа, прозвучали пару недель назад во время визита в Грузию первого заместителя министра обороны Армении.
Угроза для Грузии исходит с севера, и об этом свидетельствует заявление представителя МИД России Марии Захаровой. Она сказала, что Грузия не смирилась с «последствиями авантюры 2008 года и претендует на новые территории соседнего государства»: «Те, кто в этой ситуации пытается активно затащить Грузию в НАТО, должны понимать степень ответственности. Увы, с учетом печального опыта 2008 года».
Во-первых, интересно, о новых территориях какого государства идет речь. Вряд ли об Абхазии или о Южной Осетии. Значит ли это, что Россия отныне считает эти республики, независимость которых признала, частью своей территории?
В любом случае, заявление МИД России следует рассматривать как угрозу Грузии повторить события 2008 года.
Вопрос в том, в состоянии ли Россия это сделать. Речь не о военной силе, в этом смысле Россия вполне могла бы реализовать угрозу. Но пойдет ли Москва на подобное политическое решение? На днях бывший министр обороны Грузии выдал информацию о войне 2008 года, заявив, что российские силы не дошли до Тбилиси и не совершили смену власти в Грузии только благодаря превентивным действиям США.
Он заявил, что в ходе пятидневной войны, когда российские войска были уже на подступах к Тбилиси, из Иордании в воздух поднялись военные силы США, определенные шаги предприняло американское военное командование, под давлением которых российские войска вынуждены были повернуть назад.
Вместе с тем, появление инфраструктуры НАТО в Грузии является ощутимым ударом по России и может ознаменовать собой старт нового этапа военно-политического отстранения России с Кавказа. А с учетом того, что российский политический истеблишмент рассматривает Кавказ как жизненно важную зону для российской империи, без которой империя развалится как домино, следует предположить, что Москва оказывается загнанной в угол и может прибегнуть к иррациональной агрессии.
В то же время, Россия ощущает всю тяжесть санкций, введенных из-за украинского кризиса. Существует также угроза активизации исламистской угрозы в других зонах империи — в Центральной Азии и на Северном Кавказе, с которой без евроатлантической помощи России не справится.
Открытие нового фронта для России может стать роковым, и велика вероятность того, что Москва ограничится жесткой риторикой, чтобы не оказаться в еще более глубокой яме.