О закрытии сделки по продаже китайской Sinopec 50% Caspian Investments Resources Ltd за 1,087 миллиард долларов стало известно накануне. Вместе с тем, эта сумма оказалась ниже ожиданий инвесторов, так как в апреле 2014 года сделка оценивалась в 1,2 миллиарда долларов, пишет журналист газеты «Курсив» (24.08) Аскар Муминов в статье «Зачем „Лукойл“ слил казахстанские активы Sinopec?». Причиной пересмотра контракта называют резкое падение цен на нефть, в результате чего китайская компания отказалась платить по счетам, отмечает автор.
По его версии, после этого «Лукойл»был вынужден обратиться в суд в Лондоне с требованием компенсировать понесенные российской компанией убытки. Ущерб от несостоявшейся сделки «Лукойл» оценил в 358 миллионов долларов. Однако впоследствии иск был отозван, так как специальной комиссии на высшем уровне удалось разрешить спор. Комиссию возглавил вице-премьер российского правительства Аркадий Дворкович. «Вместе с тем у российской компании все еще остается существенный интерес к Казахстану, так как она участвует в нефтегазовых проектах Кумколь, Карачаганак и Тенгиз, участвует в Каспийском трубопроводном консорциуме», — полагает журналист.
Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов считает, что сделка показывает усиливающееся экономическое влияние Китая в Казахстане и Центральной Азии в целом. Он заметил, что на фоне ухудшения экономической ситуации в России Пекин будет все больше присматриваться к нефтегазовым активам, контролируемым Кремлем в странах ЦА.
Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону признал украинского режиссера Олега Сенцова виновным в создании террористического сообщества и подготовке терактов в Крыму и приговорил к 20 годам колонии. А крымский активист Александр Кольченко получил 10 лет лишения свободы, — сообщает корреспондент газеты «Айқын» (26.08) Жолдасбек Дуанабай. «На последнем заседании 19 августа государственный обвинитель просил суд назначить Сенцову наказание в виде 23 лет лишения свободы в колонии строгого режима, а Александру Кольченко — в виде 12 лет лишения свободы», — отмечает автор. Выступая с последним словом, Олег Сенцов заявил, что «суд оккупантов не может быть справедливым по определению».
Алтын замаячил. Поможет ли от бесконечных девальваций единая валюта ЕАЭС? — задается вопросом Аскар Муминов из «Курсив» (24.08). Некоторые экономисты в связи с девальвацией тенге выступают с предложением скорее вернуться к обсуждению вопроса о введении единой валюты. Однако эксперты сомневаются, что в условиях шторма в российской экономике и растущей напряженности внутри Евразийского экономического союза алтын может помочь идущим ко дну экономикам ЕАЭС.
Так, директор аналитического департамента Alpari Александр Разуваев заметил, что и российский рубль, и казахский тенге — сырьевые валюты. Поэтому пока цена на нефть не восстановятся на уровне 100 долларов и выше, и Россию, и Казахстан ждут не лучшие времена. Между тем, в ближайшие пять лет ведущие аналитики в мире не ожидают сколь-нибудь серьезного повышения цен на нефть. Разуваев отметил, что положение дел в Беларуси и Казахстане напрямую зависит от того, как чувствует себя экономика России. Поэтому, лучшим ответом валютному кризису может стать ускоренная экономическая интеграция, и прежде всего переход на единую евразийскую валюту.
Руководитель Белорусской группы развития Юрий Царик при этом считает, что альтернативой девальвационной спирали, деиндустриализации и обнищанию населения стран ЕАЭС являются в первую очередь глубокие политические изменения на постсоветском пространстве.
Российский эксперт, директор информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ имени Ломоносова Сергей Рекеда также отметил, что не видит тесной связи между девальвацией национальных валют ЕАЭС и идеей создания единой валюты. На его взгляд, нужно обратиться к причинам девальвации.
Между тем, казахстанский экономический аналитик Алмас Чукин считает, что алтын не только не помог мот девальвации, но и ускорил все негативные процессы в экономиках евразийских стран.
Вновь прозвучавшее на прошлой неделе предложение создать общую для стран ЕАЭС валюту — алтын — возможно, и не является официальным посылом Кремля, пишет «Деловая неделя» (27.08) в статье «Алтын за тыном, или Почему лучше держаться подальше от планов единой валюты ЕАЭС». «Однако в условиях нестабильности с рублем и тенге, сдавшими позиции под натиском падения цен на нефть, девальвации в КНР и Крымской войны, возобновление такой дискуссии представляется очень вредным и опасным для нашей экономики и безопасности фактором. Нельзя выплыть из пучины, привязав себя к тонущему кораблю. В том, что наш сосед может таковым оказаться в самое ближайшее время, убеждены очень многие люди, к мнению которых, как минимум, стоит прислушаться», — отмечает газета.
По версии издания, давление на российский рубль сохранится до тех пор, пока на мировых рынках энергоносителей царит хаос, а сырая нефть продолжает дешеветь. «То есть пока не стабилизируется рынок, пока Москва не договорится с Киевом и Западом по Крыму, пока не завершится необъявленная война в Донбассе, пока страна не начнет развиваться без коррупции и не откажется от конфликтной идеологии сверхдержавности, говорить о стабилизации ее экономики будет рано», — отмечает газета.
Россельхознадзор запретил поставки рыбы с 14 норвежских предприятий, пишет корреспондент газеты «Курсив» (28.08) Аскар Муминов в статье «Может ли Россия запрещать казахстанцам покупать продукты питания?». По версии журналиста, ограничения, наложенные и на казахстанских потребителей норвежских морепродуктов, в Москве объясняют необходимостью предотвратить их реэкспорт в Россию. При этом 27 августа Комитет ветеринарного контроля и надзора министерства сельского хозяйства Казахстана сообщил о том, что произведенная из норвежской рыбы продукция казахстанских предприятий не может быть ограничена к свободному перемещению между территориями государств-членов ЕАЭС.
Автор отмечает, что это не первая попытка Москвы включить Казахстан в орбиту своих торговых войн с Западом. «В декабре 2014 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что нормативно-правовая база Таможенного союза позволяет его участникам принимать совместные шаги торгового характера в случае оказания третьими странами экономического давления на одно из государств-членов ТС. Тем не менее, на сегодняшний день на повестке ТС вопрос о реализации этих действий в ответ на ограничительные меры Запада по отношению к России не стоит», — утверждает журналист.
Предприниматель Марат Толибаев считает, что Россия все ещё не научилась вести себя в ЕАЭС как равный партнёр. С самого начала введение односторонних санкций со стороны России было непродуманным и неисполнимым шагом. Экономист Саян Комбаров заметил, что торговые запреты не были заложены в принципы работы ЕАЭС. Любые ограничения торговли деструктивны и вредят международным экономическим отношениям, считает он. Экс-дипломат Казбек Бейсебаев заметил, что санкционная война между Западом и Россией так или иначе отражается на Казахстане.