Деньги — рублики
«Белорусское правительство, Нацбанк и предприятия не заинтересованы в дальнейшем чрезмерном укреплении обменного курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю, чтобы не потерять российский рынок сбыта товаров и услуг», — отмечает финансовый аналитик Naviny.by (24.08) Александр Муха. Он называет падение цен на нефть главной причиной ослабления российского рубля и вслед за ним белорусского. «Во-первых, — пишет он, — сейчас резиденты России проводят пиковые платежи по внешнему долгу, что негативно сказывается на валютном балансе. Во-вторых, на ослабление рубля влияют западные экономические санкции против российских предприятий и банков. В-третьих, на фоне экономического кризиса в России со стороны населения и компаний увеличился чистый спрос на иностранную валюту, что также давит на обменный курс российского рубля».
«Русские и китайцы выдавливают МАЗ», — утверждает эксперт «Завтра твоей страны» Николай Адашкевич (26.08). Он отмечает, что доля МАЗа на российском рынке грузовиков в первом полугодии этого года сократилась до 4,1%. Этот показатель хуже, чем в аналогичный период кризисного 2009 года (4,2%). Да и сформировался он на фоне более значительного падения продаж грузовой техники в России». По мнению генерального директора Бизнес-школы ИПМ Павла Данейко, «места на рынке для МАЗа нет: у компании нет ценностного предложения, интересного определенной группе клиентов. В то же время глава белорусского государства Александр Лукашенко уверен, что МАЗ, хотя и „попал в сложную ситуацию“, но производит хорошую продукцию и „надо ее продавать“».
Глобальной войны не будет
«По разным причинам, но прежде всего, по геополитическим: РФ показывает, что хочет мира и не готова вести войну. Именно это обстоятельство дает повод утверждать, что в ближайшие месяцы глобальной войны не будет», — так считает Николай Маломуж, работавший председателем Службы внешней разведки Украины с 2005 по 2010 годы, («Беларуская праўда», 27.08). Генерал полагает, что «руководство России, и, а частности, Путин предпринимают шаги для ухудшения ситуации в стране. Он не понимает перспектив развития государства, мировой кооперации и проблем собственного народа. „Мы сделаем хуже Европе“, но через ухудшение жизни россиян, — это большая стратегическая ошибка».
«Белорусский крест и полумесяц внешней политики»
Анализируя состояние внешней политики Белоруссии, политолог газеты «Белрынок» Роман Яковлевский (24.08) отмечает готовность белорусской стороны развивать военно-техническое сотрудничество с Пакистаном и Ираном. Но эти отношения «могут быть зависимы от состояния отношений между двумя частями так называемого Союзного государства все в той же сфере, — пишет он. — Алчность российской оборонки общеизвестна. Открывающийся иранский рынок сулит богатые перспективы тем, кто сможет туда прорваться. И возможности потенциального белорусского конкурента на этом рынке очень сильно ограниченны».