Президент Обама совершает свою трехдневную поездку на Аляску, предполагающую остановку к северу от Полярного круга. В центре внимания его визита находятся климатические изменения. Некоторые из моих коллег в Сенате, равно как и я, недавно вернулись из Арктики, и одновременно с тем, как мы воочию столкнулись с проблемой таяния полярных льдов, мы также стали свидетелями более грандиозной и прямой угрозы. Угроза эта, как многие предполагали, относилась к прошлому: агрессивное, сильное в военном отношении российское государство, которым правит антиамериканский самодержец, враждебный нашим интересам, пренебрегающий нашими ценностями и ищущий повода, чтобы бросить вызов международному порядку, который американские лидеры от обеих партий поддерживали на протяжении семи десятилетий.
Неоимперские амбиции Владимира Путина достаточно очевидны в его попытке доминировать в соседних с Россией странах, главным образом на Украине. Но его претензии все больше распространяются на Арктику и северный фланг Европы. Именно там я и мои коллеги встретились с лидерами и представителями силовых ведомств из Норвегии, Швеции, Латвии, Литвы и Эстонии.
Как и США, эти страны не хотят возвращения к холодной войне. Но агрессивное поведение России вынудило их прийти к заключению, что президент Путин желает именно этого. Они видят в необъявленной мучительной войне России на Украине одновременно тест для развернутой Москвой кампании по восстановлению российского господства в ее так называемом ближнем зарубежье и ответ трансатлантическому сообществу.
Пока плавятся полярные льды, Россия торопится национализировать и взять под контроль новые водные пути через Северный Ледовитый океан, которые могли бы способствовать не просто торговому судоходству, но также военным и разведывательным мероприятиям. Обширные природные ресурсы, в том числе запасы нефти и газа, могли бы стать доступными для эксплуатации, потенциально превращая Арктику в новую арену для геополитической конкуренции.
Чиновники от каждой из стран, которые я посетил, выразили одну и ту же озабоченность: Россия угрожает безопасности и процветанию в Арктике и Северной Европе, уверенно развертывая свою военную мощь, патрулируя береговые линии своих соседей как над, так и под водой и строя или восстанавливая многочисленные военные форпосты по всему региону.
Российские провокации и территориальные претензии в Арктике также угрожают интересам США в области национальной безопасности. Военная экспансия России в Арктике и Северной Атлантике оказывается попыткой установить фактический контроль над этими жизненно важными зонами подобно тому, что стремится сделать Китай в Южно-Китайском море. В обоих случаях реакция США до сих пор остается неубедительной. Это вызывает тревогу, поскольку свобода морей имеет важное значение в современном мире. Любые действия России, препятствующие движению в Арктике, могут в конечном итоге поставить под угрозу мир в Атлантике и межконтинентальные связи между США и нашими ближайшими союзниками и торговыми партнерами в Европе.
Защита национальных интересов Америки в Арктике требует привлечения новых усилий наших альянсов и партнеров. В этом году США приняли на себя председательство в Арктическом Совете на ближайшие два года. В течение этого времени мы должны признать руководящие амбиции Путина одним из главных приоритетов и расширить сотрудничество с нашими партнерами в Арктике, чтобы удержать Россию от подстрекательства к очередной «большой игре».
Мы также должны обеспечить надежную поддержку ВМС и береговой охране Соединенных Штатов. Но на фоне бюджетных ограничений и усугубления глобальных кризисов наши задачи в Арктике стоят на месте. Продвижение по региону зачастую требует тяжелых ледоколов. Россия в настоящее время имеет в своем распоряжении 27 таких судов. У США их два, одно из которых сейчас не на ходу. Как рассказал Newsweek в июле командующий береговой охраны США Пол Ф. Цукунфт (Paul F. Zukunft): «Мы не то, чтобы не в той же лиге, что сейчас Россия. Мы вообще не играем в этой игре».
Во вторник президент Обама предложил приступить к планированию строительства новых ледоколов. Это весьма скромный прогресс. Без надлежащих возможностей США дает России свободу фактически осваиваться на той почве, которую потом будет сложно оспорить.
В конечном счете, амбиции господина Путина — от Украины и стран Балтии до Арктики и Северной Атлантики — требуют от трансатлантического сообщества возвращения к миссии, в которой, как слишком многие предполагали, больше не было необходимости: к политике сдерживания. Мы должны демонстрировать силу, чтобы предотвратить конфликт.
Москва ведет холодную войну с поправками на 21 век, используя современные военные тактики и системы вооружения, проводя сложные операции информационной войны и пользуясь передовыми космическими и виртуальными возможностями. Это не значит, что США и наши союзники не делают ничего в ответ на эту новую российскую угрозу, но ничего из того, что мы делаем, не оказалось успешным в установлении сдерживания.
Чтобы добиться успеха, США должны закончить с произвольно устанавливаемыми в соответствии с законом о контроле бюджета лимитами на оборонные расходы и вернуться к оборонному бюджету, определяемому стратегическими задачами. Партнеры Америки из Европы и НАТО должны больше тратить на оборону — как минимум 2% от валового внутреннего продукта — выполняя свои обязательства перед НАТО. Но они также должны тратить средства, руководствуясь стратегией, инвестируя в интероперабельность и приоритетные и востребованные системы, включая противоракетную оборону, дозаправку в воздухе и беспилотные летательные аппараты.
Хорошей новостью является то, что некоторые европейские страны реагируют на новые стратегические реалии в Европе. Норвегия по-прежнему является ведущей европейской военной силой. Швеция, которая пережила бесцеремонное российское вторжение в свои территориальные воды и воздушное пространство, планирует увеличение оборонных расходов, дабы улучшить обучение и приобрести жизненно важный военный потенциал, в том числе подводные лодки, реактивные истребители и объекты ПВО.
Страны Балтии также активизируются. Эстония разрабатывает некоторые из самых передовых виртуальных технологий в мире. Латвия к 2018 году планирует тратить 2% ВВП на оборону. Президент Литвы Даля Грибаускайте говорила мне, что в следующем году ее страна увеличит свои военные расходы на треть.
В отношении каждого из этих государств и других европейских и натовских союзников США должны содействовать большему сотрудничеству в области безопасности, мощным военным обменам и учениям и улучшению возможностей разведки для сдерживания устремлений Владимира Путина к новой форме Российской империи.