После встречи министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с представителями сирийской оппозиции в Москве Zaman (31.08) и Dünya Bülteni (31.08) привели заявление одного из оппозиционных лидеров, главы «Народного фронта за перемены» Кадри Джамиля (Kadri Cemil) о возможном созыве конференции «Женева-3» при содействии России с целью урегулирования сирийского кризиса. Отмечается, что такая конференция может быть проведена после 15 ноября, когда рабочие группы по Сирии завершат свою работу.
Сигналом к тому, каким Москва видит будущее Башара Асада, Dünya Bülteni (4.09) считает заявление президента РФ Владимира Путина о том, что Асад готов провести досрочные выборы в Сирии и поделиться властью со «здоровой» оппозицией. Кроме того, пишет издание, Путин отметил, что параллельно с политическим процессом в Сирии должно происходить объединение усилий в борьбе с терроризмом, и призвал международную коалицию, в том числе США и Саудовскую Аравию, к сотрудничеству с Дамаском в борьбе с общим врагом.
Как отмечает издание, сирийские группы, выступающие против Асада, не желают сотрудничества с правительством Дамаска на том основании, что это обеспечит легитимность режиму Асада. При этом Запад и арабские страны Персидского залива настаивают на необходимости ухода Асада с поста президента. Издание приходит к неутешительному выводу: несмотря на активизацию дипломатических усилий в сирийском вопросе, на сегодняшний момент пока так и не была предложена инициатива, которая внесла бы весомый вклад в решение этой проблемы.
Колумнист Habertürk (3.09) анализирует материал репортера Елены Милашиной, поведавшей в «Новой газете» об организации ФСБ переправки джихадистов в Сирию с целью избавиться от радикалов внутри России. Турецкий журналист убежден, что «стратегию сожжения безумцев» в Сирии преследует не только Россия, но и ряд ближневосточных авторитарных режимов, а также США и страны ЕС, откуда вот уже несколько лет радикалы свободно направляются в Сирию. В то время как джихадисты движутся в Сирию, Турцию обвиняют в пособничестве ИГИЛ, сетует автор.
Yeni Cağ (1.09) обеспокоена вероятным ростом напряженности между НАТО и Россией на фоне начала членами Североатлантического альянса (в том числе и Турцией) военных учений «Морской бриз-2015» в Черном море при участии Украины. По выражению Türkiye (1.09), «натовские маневры проходят в непосредственной близости от Крымского полуострова, в прошлом году аннексированного Россией».
Жестким ответом НАТО со стороны России Yeni Asya (2.09) называет военные учения «Славянское братство», стартовавшие под Новороссийском в Черном море при участии России, Белоруссии и Сербии. И это несмотря на то, замечает издание, что ранее Брюссель, напоминавший Сербии о евроинтеграции, был против проведения этой страной военных учений совместно с Россией и Белоруссией.
По словам колумниста Yeni Şafak (5.09), Черное море, начиная с событий вокруг Грузии, Украины, Крыма, стало одной из арен противостояния Востока и Запада. Как отмечает обозреватель Star (4.09), в Черном море развернулась «грациозная схватка» НАТО и России, которая отнюдь не означает какой-либо прямой военной угрозы сторон в отношении друг друга, а направлена только на передел ими сфер влияния на востоке Европы. Так, если США желают перетянуть на свою сторону Украину на севере, то Россия — Сербию на юге. И, возможно, в дальнейшем США и Россия достигнут «тайной» договоренности о том, кто на чьей стороне останется.
Bugün (2.09) называет Владимира Путина «самым почетным гостем» военного парада в Пекине по случаю 70-й годовщины окончания Второй мировой войны (турецкие издания называли парад «в честь победы Китая над Японией» – ред.) и отмечает, что Россия, в отношении которой западные страны применяют санкции по причине украинского кризиса, начинает развивать стратегическое партнерство с Ближним Востоком, Азией, Китаем.
В том, что в торжественной церемонии на площади Тяньаньмэнь, в ходе которой Китай продемонстрировал новейшие вооружения, приняли участие лидеры, состоящие в «близких отношениях» с Пекином, — и прежде всего президент России Владимир Путин, — но не было никого из западных лидеров, ряд изданий усмотрел «вызов», брошенный Пекином и его гостями миру (Akşam, 3.09; Radikal, 3.09; Dünya Bülteni, 3.09).
Россия и Китай создают прочный союз на пути к дедолларизации мира, пишет журналист T24 (3.09), а США чрезвычайно обеспокоены этим альянсом. Так, Россия и Китай стремятся подорвать ключевую роль доллара в международной торговле, инвестициях и платежных операциях, используя в двусторонней торговле национальные валюты и сокращая свои долларовые резервы.
В качестве нового всплеска напряженности между Россией и Узбекистаном Dünya Bülteni (1.09) рассматривает случаи препятствования Россией ввозу продовольственной продукции других стран в Узбекистан, что объясняется действием российских контрсанкций. По словам издания, напряженность в отношениях России и Узбекистана проявляет себя и в других областях. Так, например, недавно Россия передала Швеции гражданина Узбекистана, подозреваемого в покушении на оппозиционного узбекского имама. Кроме того, узбекский лидер Ислам Каримов косвенно критиковал Россию за то, что узбеки не получили дома, которые были построены после Ташкентского землетрясения 1966 года.
Согласно Bugün (1.09), в августе 2015 года экспорт Турции в Россию, переживающую «экономическую инертность» из-за украинского кризиса, санкций и падения цен на нефть, сократился на 38%, составив 310 миллионов долларов. Издание делает вывод, что Турция не смогла по достоинству оценить возникшие на российском рынке возможности после того, как Россия прекратила покупать продовольствие у западных стран. Ситуацию осложняет и ряд до сих пор не решенных проблем: отсутствие прогресса в вопросе квот на въезд турецких грузовиков и квот на поставки мяса птицы, проволочка с разрешениями на поставку молочной продукции, ослабление конкурентоспособности по причине отсутствия адекватных стимулов, проблемы, возникающие при таможенном досмотре в России, а также тот факт, что застопорились работы, направленные на преодоление препятствий в двусторонних торговых отношениях.
Как отмечает Dünya (1.09), кризис в «российской экономике, оказавшейся в тисках санкций США и ЕС», оказал негативное влияние не только на сектор туризма и продовольствия Турции, но и на строительный сектор. Сообщается, что продажи жилья россиянам в Анталье упали на 90%, а некоторые российские бизнесмены, проживающие в этом городе, продают свою недвижимость и возвращаются в Россию.
Türkiye (4.09) приводит заявление министра энергетики РФ Александра Новака о том, что до выборов 1 ноября в Турции соглашение о «Турецком потоке» вряд ли будет подписано. Отмечается, что строительство данного газопровода должно было начаться еще в июне этого года, но из-за политической неопределенности в Турции проект все еще находится на стадии обсуждения.
Тем временем, замечает издание, между «Газпромом» и его европейскими партнерами было подписано соглашение по проекту «Северный поток–2», с помощью которого Россия планирует поставлять в Европу 55 миллиардов кубометров природного газа в год. Ожидается, что проект, стоимость которого оценивается на уровне 9,9 миллиарда евро, будет завершен в 2019 году.
Колумнист Habertürk (1.09) убежден, что «Турецкий поток» оказался под угрозой не потому, что временное правительство Турции не в силах принять решение по этому проекту, а из-за требований России, которые или трудновыполнимы (как, например, ускорить одобрение отчета об оценке воздействия на окружающую среду или оказать юридическую поддержку проекту внутри Турции), или даже противоречат законодательству Турции. Кроме того, пишет журналист, Россия, пользуясь политической неопределенностью в Турции, желает использовать обещанную Анкаре скидку (которая должна была вступить в силу с января 2015 года) как «инструмент для торга».
Согласно Yeni Çağ (6.09), в «черном списке» США, подозревающих ряд компаний в деятельности, идущей вразрез с американским законом о нераспространении ядерного оружия в отношении Ирана, Северной Кореи и Сирии, оказались как один из крупнейших экспортеров оружия России, Рособоронэкспорт, так и турецкая компания Multimat İç ve Dış Ticaret Pazarlama Limited. Отмечается, что с попавшими под санкции компаниями запрещается заключать закупочные контракты и оказывать им какую-либо материальную поддержку и помощь.