Храм Воскресения Христова в Хакодатэ, являющийся важным культурным наследием, стоит на холме в районе Мотомати, откуда виден весь порт Хакодатэ. Это самый старый православный храм в Японии: ему 155 лет. В будущем году исполнится 100 лет со дня постройки нынешнего здания церкви. Колокола храма звучат по-настоящему красиво. Местные жители ласково называют эту церковь «ган-ган-дзи» (храм колокольного звона). Это настоящий символ экзотичного Хакодатэ.
Храм Воскресения с белыми стенами и зеленоватыми куполами построен в русско-византийском стиле. Шесть куполов с крестами на макушках придают зданию особый вид. Двухскатные стрельчатые арки, напоминающие линии заостренных луковиц, и верхние части стен украшены продуманным орнаментом.
Если посмотреть на строение сверху, видно, что оно построено в форме креста. В центре храма находится алтарь, каждая их сторон которого длиной 9,5 метров. В передней части находятся престол и врата, в задней — святая святых полукруглой формы.
Над вратами возвышается восьмиугольная колокольня. Храм имеет трехслойную структуру. На втором уровне есть небольшие окошки. На третьем уровне установлены один большой и пять небольших колоколов.
С потолка в форме купола свисают две восхитительные люстры. В глубине виднеется иконостас. В самом центре иконостаса находится икона, изображающая Воскресение Спасителя, что соответствует названию храма. Всего в иконостасе 34 иконы, на которых изображены Христос, Пресвятая Богородица, святые и ангелы.
Иконостас изготовлен из дзельквы токийским плотником. 15 икон, которые украшают боковые стены церкви, написаны первым японским иконописцем Рин Ямасита (Rin Yamashita, 1857 — 1939). Это настоящие произведения искусства, они создают волшебное пространство для молитвы.
В 1860 году, год спустя после того, как Хакодатэ стал торговым портом, первый российский консул в Японии Иосиф Гошкевич (1814 — 1875) заложил на территории консульства часовню, которая стала предшественницей Храма Воскресения Христова. Часовня была построена из дерева и покрашена белой краской. В 1861 году в Хакодатэ прибыл Иван Касаткин (Николай Японский, 1836 — 1912), и Хакодатэ стал колыбелью православия в Японии.
Первое здание церкви сгорело в августе 1907 года. Николай Японский, проповедовавший в то время в токийском районе Канда, приложил все усилия к восстановлению храма: благодаря меценатам и податям верующих он собрал сумму, необходимую для постройки нового здания.
Архитектором современного храма стал Идзо Кавамура (Izo Kawanura), который также являлся священнослужителем. В противопожарных целях новый храм был построен из кирпича и покрыт штукатуркой. 15 октября 1916 года Николай Японский провел церемонию открытия храма.
Протоиерей Николай Дмитриев: рад ухаживать за храмом
«Иконы Богородицы и Спасителя, написанные русскими иконописцами, подписаны на японском языке. Японский мастер украсил иконостас надписями на русском языке. Это символизирует русско-японские культурные связи, существовавшие в то время».
Протоиерей Николай Дмитриев (55), как и Николай Японский, закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Он приехал в Японию 23 года назад. Отслужив в Токио и Кобэ, семь лет назад он переехал в Хакодатэ.
«Во время службы я использую Библию, переведенную на японский язык Николаем Японским 150 лет назад. Она написана очень сложным языком, который использовали воины. Каждое ее слово наполнено силой. Ощущается мощная энергия», — говорит отец Николай.
Поддерживать церковь в хорошем состоянии не так-то просто. Даже во время небольших землетрясений на стенах появляются трещины. Зимой в них попадает влага, которая замерзает, в результате чего штукатурка осыпается. «Стены необходимо освежать каждый год. Это очень непросто, однако я рад поддерживать эту прекрасную церковь в хорошем состоянии».