Москва восхищается выдержанной в духе сталинской агитки выставкой на тему ядерной энергии. Особенный восторг вызывает представленный в «Манеже», в двух шагах от Кремля, макет «царь-бомбы» — самого большого в истории приведенного в действие ядерного заряда.
Прибытию в Москву восьмиметрового макета супербомбы, который приехал из закрытого (то есть недоступного без специального пропуска) города Саров, столичные СМИ уделили очень много внимания. Мы вновь услышали заезженную, как старая пластинка, но повторяющуюся с великорусской гордостью историю о том, как Никита Хрущев 66 лет назад напугал прибывшего с визитом в Москву вице-президента США Ричарда Никсона. Генсек вместе со своим гостем осматривал выставку, посвященную экономике США. Особенное раздражение Хрущева вызвал макет дома на одну семью в масштабе 1 к 1. Он кричал, что это пустая трата денег, и гораздо дешевле, чтобы люди жили в многоквартирных домах. Рассерженный генсек, видя, что ему не удастся убедить Никсона в превосходстве советского строя, пригрозил: «Мы вам еще покажем кузькину мать».
По легенде, ограниченные янки не поняли, что он имел в виду, догадавшись только, что это что-то тайное и ужасное. И когда 30 октября 1961 года над Новой Землей взорвалась сброшенная с Ту-95 термоядерная «царь-бомба» мощностью 58 мегатонн, миру пришлось признать, что Хрущев показал эту загадочную «мать».
Это сказка, ведь в США было достаточно экспертов, которые могли объяснить, что «показать кузькину мать» — это старый фразеологизм, такая шутливая угроза. А с момента визита Никсона до завершения работ над супербомбой прошло больше двух лет, так что пугать ею своего гостя Хрущев не мог.
Но россияне очень любят думать, что у мира есть причины их бояться, и любят подобные легенды. Так что когда появилась возможность увидеть «царь-бомбу» в центре Москвы, СМИ стали приглашать москвичей и гостей столицы посмотреть на «кузькину мать» и запечатлеть себя и особенно своих детей на ее фоне. Это основная достопримечательность выставки «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха», которую подготовил концерн Росатом. Самая большая и самая важная часть экспозиции посвящена началу гонки вооружений, который, о чем на выставке, впрочем, не говорится ни слова, привел СССР к банкротству и краху.
Начинается она с того, что когда СССР праздновал победу и восстановление мира, американская военщина бомбардировала Хиросиму и Нагасаки, вела войну с Японией и обдумывала планы нападения на Советский Союз. «Картина четкая: тут мир и радость, там — война», — экскурсовод вбивает в головы медленно соображающим посетителям смысл того, что они видят на стендах.
Здесь есть большие настенные календари, подробно описывающие отдельные важные даты 40-50-х годов. В СССР, читаем мы, снижаются цены, улучшается снабжение, растут урожаи, становятся бесплатными школы, а в Америке — ничего хорошего, только новые планы ядерной атаки на СССР. Одна из них, как написано в календаре, была намечена на 1 апреля 1946. Организаторам выставки, видимо, присуще чувство юмора.
Лучше всего им удалась шутка с картой, на которой они изобразили точки, откуда должны были прилететь бомбардировщики ВВС США, чтобы сбросить ядерные бомбы на важнейшие города Страны советов. Одна воздушная флотилия должна была стартовать, как могут увидеть посетители, с острова Симушир, который входит в состав советского Курильского архипелага.
Интеллектуально заторможенные гости выставки узнают от экскурсовода, что у Советского Союза не было другого выхода, кроме как создать собственную бомбу. Их радует прозорливость Сталина, который приказал создать ядерную промышленность, организаторский талант Лаврентия Берии, который погнал ученых работать, и героизм получавших Звезды Героев профессоров, которые не боялись вынимать голыми руками из реакторов «свежеиспеченный» уран.
Так «цепная реакция успеха», запушенная Отцом Народов, привела к мощному взрыву над Новой Землей, «сейсмическая волна от которого трижды обогнула земной шар». На выставке есть лишь одно упоминание о Юлиусе и Этель Розенбергах — паре российских шпионов в США. В одном из календарей отмечено, что они были казнены 19 июня 1953 года. Непросвещенный зритель не поймет, какое отношение они имели к «реакции успеха», потому что информация о том, что они выкрали и передали Советскому Союзу чертежи ядерной бомбы, на выставке отсутствует.
Часть экспозиции в Манеже рассказывает о развитии мирного атома. И она, без всякой иронии, очень интересна. Там, например, прекрасно показано, как работает атомная электростанция или реактор атомного ледокола.
Но это не рождает такого энтузиазма, как вызывающая горячечный румянец «царь-бомба». Именно у этой самой большой в мировой истории ядерной дубинки посетители фотографируют своих детей, передавая им уверенность в том, что в арсеналах родины есть еще немало ужасных «матерей», и поэтому она непобедима.
Московская газета «Ведомости», анонсируя выставку в «Манеже», писала: «В последнее время Россия пытается найти свое место в мире в качестве поставщика угроз. Для России в последнее время даже не победа, а война — это дело славы, а не горя. Так что “Цепная реакция успеха”, “кузькина мать” подходит на роль главного патриотического символа».