Экономический кризис еще не закончился ни в США, ни уж тем более в ЕС, от него сейчас страдают Россия и Китай, не говоря уже о Латинской Америке и всех прочих зависимых странах. Крупный капитал и обслуживающие его правящие круги используют кризис, чтобы подавить социальный протест, навязать трудящимся еще более невыгодные условия, снизить реальную зарплату, расшатать профсоюзы, покончить с любыми формами солидарности и внедрить эгоистичные принципы: "сначала мне" и "спасайся, как можешь".
На основе этих предпосылок в Европе, как в 30-е годы, набирают силу ксенофобские, расистские, фашистские настроения. С особой силой это проявилось в Венгрии, в странах северной Европы, на севере Италии, во Франции, где нельзя исключать победу Национального Фронта, и в Греции, где все громче заявляет о себе «Золотой рассвет». А представители противоположного лагеря, выступающие против системы, еще никогда не были столь разобщены, изолированы и сбиты с толку перед лицом не просто классического, а цивилизационного кризиса.
Ко всем прочим несчастьям еще добавились природные бедствия, которые становятся все более острыми вследствие хищнической политики капиталистических кругов и страшной трагедии сотен тысяч людей, вынужденных эмигрировать в поисках работы и человеческих условий жизни. Они вынуждены рисковать жизнью в открытом море только ради того, чтобы стать объектом беспощадной эксплуатации, выполняя тяжелейшую работу за мизерную зарплату.
В прошлом веке, в промежутке между двумя мировыми войнами, по воле капитализма разразился жесточайший голод в СССР и Китае, безработица достигла наивысших отметок в Центральной Европе, США и Японии, вся мировая экономика оказалась в состоянии спада. Таким образом, были созданы условия для мировой войны, унесшей жизни десятков миллионов человек и не затронувшей своим огнем лишь американский континент.
Те же самые причины порождают в настоящее время схожие последствия, и история, похоже, повторяется, несмотря на большие различия между 1900 годом и современной эпохой. Уже прекратилось стабилизирующее действие живительного глотка кислорода, которое дал мировому капитализму бесславный конец советской бюрократии — наследницы сталинского режима — и ее бесчеловечного реального социализма, завершился бум, возникший в результате завоевания капитализмом обширного китайского рынка.
Китаю, занимающему первое место в мире по объему торгового оборота, главному кредитору США, держателю их долговых обязательств и долларовых запасов, необходимо удержать темп своего экономического роста по крайней мере на уровне 7% годовых, чтобы развивать промышленность и сдерживать безработицу. Однако, вследствие всемирного кризиса, нанесшего ему ущерб, крайне низким зарплатам, сдерживающим рост внутреннего рынка, а также спекуляций в сфере недвижимости и финансов, свойственных всей капиталистической системе, экономический рост Китая составляет всего лишь 5-6% годовых. Это сам по себе неплохой показатель, но лишь половина от того, что был раньше. Россия зависит от продажи газа и нефти, цены на которые сейчас сильно упали. Подобно Китаю, Россия снизила котировку своей валюты по отношению к доллару, который укрепляется по отношению к евро и продолжает сохранять господствующее положение на финансовых рынках, несмотря на все прогнозы. Ослабление рубля и юаня, кроме всего прочего, подрывает соглашения о взаимодействии стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) и саму эту группу.
Действительно, Россия и Китай продолжают оставаться ядерными державами. Но самой мощной военной державой являются США, которые, как и во время противостояния с Советским Союзом в 80-е годы, в полной мере используют свое превосходство и стремятся выйти из второстепенных конфликтов (Иран, Афганистан), чтобы при помощи своих военных баз и многочисленных договоров со странами Азии запереть Пекин в Южно-Китайском море и создавать угрозу России, увеличивая помощь реакционному правительству Украины во главе с Порошенко.
Приближение недружественной военной инфраструктуры к границам России и Китая вынуждает эти страны ввязываться в гонку вооружений с США, которая весьма негативно сказывается на их экономике, вынуждая сокращать расходы на социальные программы и даже на военные нужды. Например, Китай сократил свои ВС на 300 тысяч человек, чтобы перенаправить сэкономленные средства на модернизацию вооружения и военной техники.
В эту длительную подготовку к войне (которая в действительности началась сразу же после окончания Второй мировой войны) вовлечены все континенты, и ни одному из них не удастся остаться в стороне. И не только потому, что все основные соперники обладают межконтинентальными ракетами с ядерными боеголовками, но также и в силу того, что Соединенным Штатам остро необходимо сырье (нефть и стратегически важная руда) из Латинской Америки, а Китаю — продовольствие, которое поставляют Латинская Америка и Африка (где он владеет огромными плантациями).
В нынешних условиях трудящиеся Европы, к сожалению, не участвуют в политических процессах в результате деморализующего воздействия кризиса и политики поддержки капиталистической системы, которую в течение десятилетий проводили социал-демократические и коммунистические партии (включая Коалицию левых и экологических движений Синаспизмос в Греции). Если они не хотят оказаться лишь жертвами глобального противостояния, которое поставит под угрозу саму человеческую цивилизацию, природные и материальные условия ее существования, то им следует предпринять активные усилия по предотвращению этой войны путем восстановления, в частности, своих профсоюзов и социальных завоеваний, образования единого фронта вместе с иммигрантами и построения федеративной и социалистической Европы на месте Евросоюза, основанного на крупном капитале.
Латинской Америке, которая вследствие кризиса капитализма оказывается во все большей зависимости от США, необходимо срочно избавиться от марионеточных правительств, выполняющих волю США. Это касается прежде всего Мексики и Колумбии. А также выйти из-под ослабевающего контроля и опеки тех, кто проводят политику в интересах капиталистических кругов, выдавая себя при этом за прогрессивно мыслящих и независимых деятелей.