Консервативное издание Sankei (2.09) обрушилось с критикой на ООН. По мнению газеты, Мировое сообщество должно единым фронтом противостоять попыткам Китая изменить статус-кво при помощи силы. Однако ООН не только не может ничего предпринять, но, наоборот, потворствует подобным действиям: генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун примет участие в мероприятии в Пекине, посвященном победе над Японией. По слухам, он также будет присутствовать на военном параде. Участие Пан Ги Муна в мероприятии противоречит ожиданиям мирового сообщества, считает Sankei. В особенности это касается военного парада, в котором примут участие около 12 тысяч солдат, самолеты и танки. Он станет площадкой для демонстрации всему миру китайской военной мощи. Предполагается, что в параде примут участие соединения из России, которая в одностороннем порядке присоединила Крым.
В мае Пан Ги Мун принял участие в праздновании Дня Победы в Москве. Мировое сообщество критикует обе эти страны за изменение статус-кво при помощи силы. Поездки в Москву и Пекин — безответственное решение, резюмировала газета.
Кроме того, Sankei (7.09) анализировала просчеты «восточного разворота» России. На параде Победы в Пекине российский президент продемонстрировал, что разделяет взгляды Китая на историю. Но результаты не оправдали ожиданий: стороны отложили крупные соглашения в экономической сфере. Россия пытается уйти от изоляции за счет укрепления отношений с азиатскими странами, однако из-за замедления темпов роста китайской экономики эта стратегия зашла в тупик.
В прошлом году Россия приступила к строительству трубопровода «Сила Сибири», который должен поставлять газ из восточной Сибири в Китай. Но поскольку цены на газ связаны с ценами на нефть, эксперты стали говорить, что проект не окупится. В ходе этого визита в Китай президент Путин надеялся подписать со своим китайским коллегой соглашение о строительстве трубопровода «Алтай» для экспорта газа в Китай из западной Сибири. Однако в результате сокращения китайского спроса на природные ресурсы договор по этому проекту также оказался под сукном.
В связи с проблемой «северных территорий» Россия ужесточила позицию в отношении Японии, но на крупные инвестиции из Китая ей тоже надеяться не приходится, констатировала газета.
Издание The Diplomat (2.09) освещало российско-китайские отношения. Лето 2015 года, хотя оно и не было таким бурным, как лето 1945 года, существенно изменило глобальный геоэкономический баланс. Ответная поездка Владимира Путина в Пекин на празднования на площади Тяньаньмэнь 3 сентября представляет собой удобную возможность для того, чтобы оценить прогресс в российско-китайских отношениях, которого странам удалось добиться с мая 2015 года.
Последние четыре месяца показали, что «тепло в политике и холод в экономике» — это наилучшая парадигма для понимания российско-китайских отношений. Когда на этой неделе Путин приедет в Пекин, ему, несомненно, будет оказан самый радушный прием, что станет свидетельством «тепла» в политических отношениях. Однако если отвлечься от политических «ухаживаний», становится ясно, что экономический компонент партнерства между странами за лето существенно остыл. Россия активно ищет пути к диверсификации ее партнерских отношений в Азии, укрепляя связи с Вьетнамом и увеличивая объемы сотрудничества с Индией. Вероятнее всего, Кремль уже начал осознавать, что любой поворот к Азии невозможен без налаживания его отношений с Западом.
В другой статье The Diplomat (6.09) выразил мнение о том, что нынешний хаос на китайских финансовых рынках, обвал цен на нефть и бледные данные китайско-российского торгового оборота представляют собой огромное разочарование для Кремля, который еще несколько месяцев назад делал ставку на Китай как на спасательный трос для российской экономики после введения западных санкций. Все должно было складываться совершенно иначе, пишет издание.
Издание приходит к выводу о том, что последние события представляют собой для российских компаний проверку на соответствие реальности. У Пекина все еще имеется достаточно денег для покупки российских активов (по минимальным ценам, разумеется) и для предоставления кредитов китайским компаниям, занимающимся бизнесом в России. Однако мечты о «китайской версии» Лондона для российских компаний в Шанхае, вероятнее всего, уже мертвы. И то же самое можно сказать относительно представлений о том, что юань (или жэньминьби – «народные деньги») является стабильной глобальной валютой, которая рано или поздно, как многие надеялись, сможет заменить сильно критикуемый американский доллар.
Комментируя военный парад в Пекине, газета Asahi (4.09) отметила, что на него согласились приехать главы 49 стран, а также 11 представителей международных организаций. По информации Китая, представлены все материки; гости широко представят мировое сообщество. Пекин считает, что это — дипломатическая победа. Китайские СМИ также подчеркнули успех: «Никого не направили только получившие приглашения Япония и Филиппины».
В военном параде, который прошел на площади Тяньаньмэнь, приняли участие российские военные, представляющие сухопутные войска, ВВС и ВМФ. Президент Путин стал почетным гостем мероприятия. Россия поддерживает Китай по исторической проблеме, чтобы оправдать свою позицию по украинскому кризису, отмечает издание. Москва утверждает, что прежняя украинская власть была незаконно свергнута ультраправыми силами, в том числе неонацистами. Кремль подчеркивает, что нынешнее правительство Украины игнорирует интересы русскоязычного населения востока Украины. Россия критикует Запад, настаивая на том, что, безоговорочно поддерживая действующее украинское правительство, он повторяет ошибки прошлого, что может укрепить влияние нацистов.
Также газета привела мнение различных историков, которые полагают, что впервые о крупномасштабном праздновании 70-летия победы начали говорить десять лет назад после того, как прежний китайский лидер Ху Цзиньтао посетил памятное мероприятие в России.
Телеканал NHK (7.09) в нейтральном ключе сообщил, что в Москве открылся Российско-японский научно-образовательный центр визуализации сердца на базе Медицинского университета имени Сеченова.
Телеканал TV Asahi (7.09) в негативном ключе комментировал посещение «северных территорий» высокопоставленными российскими чиновниками. Японские власти недовольны этими действиями, поскольку они оскорбляют чувства японского народа.