Что случилось в Кишиневе? В Молдавии началась, пожалуй, самая масштабная акция протеста. 6 сентября гражданская платформа «Достоинство и правда» собрала на центральной площади Кишинева не меньше полусотни тысяч демонстрантов. Активисты платформы разбили на центральной площади палаточный городок и говорят, что протесты продолжатся, пока власть не выполнит требования митингующих. Главные из них — отставка президента, правительства, а также председателя парламента и проведение досрочных выборов. Если власть не выполнит требования, протестующие намерены идти на обострение и блокировать государственные учреждения. Молдавский партнер «Европейской правды» — независимое издание NewsMaker (кстати, рекомендуем его в качестве объективного источника информации) — подготовил материал о том, кто же стоит за протестами и к чему они могут привести.
Что за платформа?
О создании гражданской платформы «Достоинство и правда» (румынское название — Demnitate și adevăr, DA) было объявлено 24 февраля 2015 года.
В неформальное объединение вошли известные политаналитик Оазу Нантой и исполнительный директор ассоциации ADEPT Игорь Боцан, бывший вице-премьер, депутат парламента Молдавии первого созыва Валентин Долганюк, экс-министр финансов и бывший посол в США Михай Маноле, экс-министр транспорта Василе Згардан, юристы Олеся Стамате и Мариана Калугин, адвокат Андрей Нэстасе, бывший судья Европейского суда по правам человека Станислав Павловский, журналисты Корнелия Козонак, Анжела Арамэ, Александру Козер, Василе Нэстасе (брат Андрея Нэстасе), тогдашний лидер унионистской организации Tinerii Moldovei Дину Плынгэу.
Позже Оазу Нантой вышел из платформы, поскольку примкнул к Народной европейской партии Молдавии, созданной экс-премьером Юрие Лянкэ. В последнем митинге платформы, состоявшемся 6 сентября, Мариана Калугин не участвовала.
Кто все это придумал?
Как рассказала NM Мариана Калугин, участники платформы перезнакомились друг с другом во время эфиров на оппозиционном телеканале Jurnal TV: «В рекламных паузах мы обсуждали проблемы: коррупцию, захваченное государство, политизированные институты. В какой-то момент начали говорить о том, что за разговорами должны последовать действия».
Инициатором создания объединения экспертов в разных областях, чтобы обсуждать существующие в стране проблемы и предлагать варианты их решения, считается Андрей Нэстасе. По словам Калугин, он «энергично принялся создавать платформу», а Игорь Боцан стал ее идеологом. Боцан также отвечал и отвечает за контакты с партнерами Молдавии по развитию.
Поначалу создатели платформы думали зарегистрировать ее в качестве общественной организации, но потом отказались от этой идеи, решив, что лучше оставаться неформальным объединением.
Сегодня ДиП является открытой, политически неаффилированной платформой, координируемой инициативной группой.
Есть ли у платформы штаб?
Нет. До того как на центральной площади Кишинева появился палаточный городок, участники платформы встречались в Национальной библиотеке — в информационном центре Евросоюза. Библиотека остается местом их встреч и сейчас, но иногда они встречаются в близлежащих кафе.
Кто сказал ДиП?
Сначала гражданскую платформу хотели назвать «Справедливость и правда» (Dreptate și adevăr). Название «Достоинство и правда» предложила Мариана Калугин. Все остальные с этим вариантом согласились.
Зачем нужна платформа ДиП?
«Полное подчинение госучреждений интересам политических кланов, беспрецедентный подрыв банковско-финансового сектора — все это представляет серьезную угрозу для экономической безопасности страны.
Голос гражданского общества политики не слышат. Именно поэтому мы решили объединиться и стать рупором общества»,— говорится в манифесте ДиП.
По словам Игоря Боцана, платформа нацелена на изменение ситуации в стране с участием граждан: «Зло должно быть выдворено из этой страны, хотя мы понимаем, что это будет сложно, потому что зло у нас укоренилось». Формулу действия платформы, по словам Боцана, можно описать словами Наполеона: «Главное — ввязаться в драку, а там посмотрим».
Представители платформы сразу объявили, что для донесения своей точки зрения они будут «прибегать ко всем законным инструментам, включая мирные протесты».
Кому ДиП говорит «нет»?
На митинге 6 сентября, организованном ДиП, было выдвинуто несколько требований к властям. Главные из них — отставка правительства во главе с либерал-демократом Валериу Стрельцом, спикера-демократа Андриана Канду, президента Николае Тимофти, а также руководства общественной Teleradio-Moldova.
Протестующие также требуют создания правительства народного доверия, которое займется организацией досрочных выборов парламента, которые должны состояться не позднее марта будущего года.
Еще протестующие требуют деполитизации правоохранительных и надзорных органов — Генпрокуратуры, Национального центра по борьбе с коррупцией и других. Для избрания новых руководителей этих ведомств ДиП требует создания условий, в том числе законодательных, для проведения конкурсного отбора с участием местных и международных экспертов.
Да, есть еще одно пожелание. В резолюции митинга содержится просьба к международным партнерам Молдавии по развитию объявить персонами нон грата в ЕС и США зампреда Демпартии Владимира Плахотнюка, президента Николае Тимофти, лидера Либеральной партии Михая Гимпу, генпрокурора Корнелиу Гурина и главу Нацбанка Дорина Дрэгуцану.
Чего добилась платформа?
Прежде всего, именно ДиП удалось организовать самые крупные антиправительственные акции за последние годы. Первый митинг в центре столицы состоялся 5 апреля.
Тогда без особой информационной поддержки организаторам удалось собрать около 4 тыс. человек. Лозунги были жесткие: «Воры из власти — в тюрьму!», «Верните миллиард!», «Мы народ!», «Долой предателей!». Среди протестующих тогда было немало людей с унионистской символикой.
Главным же требованием было разбирательство в «краже века» из проблемных банков страны, а также искоренение коррупции.
Cпустя месяц, 3 мая, на призыв платформы откликнулись, по разным оценкам, от 20 тыс. до 50 тыс. человек, которые вышли на митинг в центр Кишинева и потребовали отставки «коррумпированного правительства». На следующий день после этого митинга спикер Андриан Канду выложил в открытый доступ отчет компании Kroll о «краже века».
Третья акция состоялась 7 июня. Тогда протестующих было около 10 тыс. Они требовали отставок чиновников, судей и политиков, а также наказания виновных в «краже века». О том, что было в Кишиневе 6 сентября и что за этим последовало, известно всем. В том числе далеко за пределами Молдавии.
За чей счет протест?
Ходят слухи, что платформу финансируют опальные молдавские бизнесмены Виорел и Виктор Цопа, уехавшие из страны после конфликта с Владимиром Плахотнюком и сейчас проживающие в Германии.
На этом настаивают политаналитик Роман Михаеш и лидер Либеральной партии Михай Гимпу. В платформе это отрицают.
Члены ДиП говорят, что на аренду оборудования и сцены для митингов они жертвовали собственные деньги. Как сказал NM Игорь Боцан, каждый давал сколько мог. «Я на первые три митинга потратил 1800 леев. Митинг 3 мая обошелся нам в 15 тыс. леев»,— сообщил Боцан. На митинге 6 сентября был устроен сбор средств среди тех, кто на него вышел. Удалось собрать около 100 тысяч леев.
ДиП за Россию, за Европу или за Румынию?
Платформа точно не пророссийская. На митинге 3 мая писатель, депутат парламента первого созыва Владимир Бешляга сказал следующее: «Русская грязь (rapanul rusesc) на нас плотно легла и от нее нужно отмыться как можно скорее. Но наши не очень-то спешат. И знаете почему? Потому что боятся, что тогда дело дойдет и до нашей национальной грязи и ее тоже придется смывать. А это сложнее. Поэтому остается и одна [грязь] и другая. Так им теплее».
Представители платформы не раз извинились за эти слова, а писателю Бешляге слова больше не давали. Тем не менее «русский рапан» платформе припоминают по сей день.
В платформе есть люди, не скрывающие своей мечты жить в «Великой Румынии», частью которой должна стать Молдавия. Но есть и те — Игорь Боцан в их числе,— кто видит независимую Молдавию в составе ЕС.
А европейцам ДиП нравится?
Игорь Боцан сказал NM, что никакой поддержки платформе еврочиновники не выражали. «Они нам говорили, что поддерживают народ Молдавии и стабильность»,— сказал Боцан.
Зато в Европе не раз критиковали молдавскую власть за коррупцию. Взять хотя бы вот эту нашумевшую статью генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда.
Кстати, после митинга 6 сентября о Молдавии вспомнил бывший комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле, который часто бывал в Кишиневе в бытность работы в Еврокомиссии. «Любая демонстрация, любое свободное выражение мнений, любая попытка требовать ответа у властей через прямой диалог — это действия, полезные для демократии. Самое важное, чтобы народ высказывался свободно, а власти серьезно анализировали обвинения и, если необходимо, проводили серьезное расследование»,— заявил Фюле в интервью радио «Свободная Европа».
Станет ли ДиП политической партией?
Сама платформа партией стать вроде бы не должна. Во всяком случае, Игорь Боцан и Мариана Калугин выступают против этого и политиками становиться не хотят.
Но некоторые представители ДиП политических амбиций не скрывают. Среди тех, кто готов заняться политикой,— Андрей Нэстасе и Валентин Долганюк.
Василий Нэстасе сказал NM, что партия точно будет. На вопрос, как она может называться, он ответил: «Партия Великого национального собрания» или «Партия Великого национального собрания — Достоинство и правда».