В июне этого года на ежегодном Международном экономическом форуме в Петербурге «Газпром» подписал с тремя крупными западноевропейскими компаниями меморандум о намерениях, предполагающий прокладку по дну Балтийского моря двух новых отрезков газопровода «Северный поток», сейчас к немецкому концерну E.ON, австрийскому OMV и британско-голландскому Shell присоединились немецкий BASF и французский Engie, рассказывает Nasz Dziennik (9.09).
Западные, и в первую очередь немецкие компании, несмотря на введенные против России санкции вновь готовы присоединиться к долгосрочным инвестиционным проектам «Газпрома» и попрать тем самым принципы европейской энергетической солидарности, отмечает автор комментария, высказывая опасения, что запуск нового газопровода позволит России отказаться от транзита газа через территорию Украины, Белоруссии и Польши.
Две новые нитки газопровода пройдут под территориальными водами России, Швеции, Дании и Германии в обход Польши, что позволит Москве, несмотря на подписанные ранее договоры, в любой момент прекратить поставки сырья на пункты приема газа, находящиеся у польско-украинской и польско-белорусской границы, вторит портал wPolityce.pl (08.09). Так на практике выглядит европейская солидарность, заключает публицист издания: «С одной стороны Германия навязывает нам мигрантов, запугивая отзывом европейских дотаций, а с другой, за нашей спиной подписывает соглашение с Россией, которое ставит нас в крайне невыгодное энергетическое положение».
Соглашение по «Северному потоку-2» — это успех России, который позволит ей реализовать стратегические интересы своей газовой политики на фоне обострившихся политических отношений с ЕС, режима западных санкций и заявлений Брюсселя о стремлении к диверсификации источников поставок энергоресурсов, — развивает тему Biznes Alert (10.09). Вопреки своим заявлениям о повороте на восток Москва продолжает считать Европу ключевым направлением своей газовой стратегии и надеется, что союз с западными энергетическими концернами увеличит российский лоббистский потенциал в странах ЕС и органах Евросоюза, пишет портал.
Между тем реализация проекта может осложниться из-за поиска источника финансирования: «Газпром» не способен самостоятельно покрыть стоимость строительства, а насколько будут готовы предоставить кредиты международные финансовые организации или банки европейских стран на фоне неблагоприятного политического климата, прогнозировать невозможно, отмечается в публикации.
В Европейском союзе появилась группа государств, готовых пожертвовать европейской энергетической солидарностью ради воплощения в жизнь собственных политико-экономических целей, а Москва получает там все больше «возможностей для опосредованного давления на людей, которые принимают политические решения», — констатирует в интервью Biznes Alert (04.09) сотрудник Варшавского университета Мачей Зблевский (Maciej Zblewski).
Эксперт советует с осторожностью относиться к приходящему в европейский энергетический сектор капиталу из России, поскольку «российские энергетические концерны связаны с Кремлем, а действия „Газпрома“ и „Роснефти“ регулируются политическими целями». Укрепление привилегированных отношений между некоторыми членами ЕС и Москвой, а также стремление некоторых западных стран вернуться в отношениях с Россией к формуле «business as usual» угрожает европейской стабильности как в политическом так и экономическом плане, предупреждает собеседник портала, призывая Европу не забывать об опасности, связанной с зависимостью от поставок российского газа.
Под прикрытием миграционного кризиса, который вытеснил из политики и СМИ европейских стран все международные темы, Владимир Путин приступил к созданию базы российских военно-воздушных сил в Сирии, мудро выбрав для нее Латакию, расположенную всего в 90 километрах от порта Тартус, где находится база российского ВМФ, сообщал портал wPolityce.pl (6.09). Этот шаг, по мнению автора комментария, упрочит «имидж Путина как гроссмейстера военных и политических шахмат», поскольку базы смогут поддерживать друг друга, укрепляя российское присутствие в Средиземном море, а также станут преградой на пути морского вторжения Запада и прозападно ориентированных арабских стран в Сирию в случае, если такую операцию инициирует Вашингтон или Брюссель.
В последние дни в Сирии наблюдается усиление российской военной активности, а президент Владимир Путин сделал заявление о том, что он готов присоединиться к коалиции, борющейся с международным терроризмом и экстремизмом: по всей вероятности Москва надеется использовать сирийский конфликт для улаживания с Западом украинского вопроса, предполагает Rzeczpospolita (10.09). Как указывает в беседе с газетой аналитик Германского общества внешней политики Штефан Майстер (Stefan Meister), Россия старается отправить Западу сигнал о возможности сближения по Украине и старается приложить все усилия, чтобы к концу года, когда наступит момент оценки реализации Минских соглашений, добиться смягчения западных санкций.
«Вашингтон совместно с Берлином готовит почву для формирования отношений с Россией таким образом, чтобы они перестали быть исключительно производной украинского конфликта. … Взамен россияне могут пойти на определенные уступки в Сирии, они уже показали готовность к сотрудничеству в связи с ядерной программой Ирана», — делится своими наблюдениями эксперт.
«Россияне были бы готовы заключить с Западом союз против ИГИЛ, но совсем не на тех условиях, на которых западные страны хотят вести эту борьбу», — говорит эксперт Польского института международных дел Анна Дынер (Anna Dyner) в интервью порталу Onet.pl (5.09). Собеседница ресурса высказывает сомнения в том, что Россия и США способны заключить временный альянс на фоне напряженных взаимных отношений, осложнившихся в первую очередь из-за украинского конфликта. Важен также военный элемент, подчеркивает она: российские военные говорят, что единственный действенный метод борьбы с ИГИЛ — это удар по силам террористов с территории Сирии, а чтобы его осуществить необходимо согласие режима Асада, активное участие сирийской армии и нормализация обстановки в самой Сирии.
В репортаже из Москвы корреспондент Gazeta Wyborcza (5.09) спорит с оценкой американского журнала Travel+Leisure, в рейтинге которого российская столица возглавила рейтинг самых недружелюбных городов мира. За последние три года Москва сильно изменила свой облик и манеры: на исторических улицах центра постепенно сокращается движение автотранспорта, появились удобные прокаты велосипедов, водители стали пропускать на переходах пешеходов, метаморфозу пережили московские парки, и даже ежегодный День города из шумного безвкусного праздника превратился в прекрасный карнавал культуры, перечисляет он. Москвичи «не хотят изоляции своей страны от Запада, к которой стремится Кремль, а наоборот, стремятся устроить у себя все, что они подсмотрели в Европе: парки, пешеходные улицы, велодорожки», — резюмирует автор публикации.