Настоящие враги создают угрозу любой стране, а вот вымышленные могут оказаться еще опаснее. Они истощают ресурсы, провоцируют ненужные конфликты и отвлекают внимание от реальных проблем. Соединенные Штаты сконструировали такой вымысел, превратив Россию во врага.
Наша нынешняя кампания против России была вызвана тем, что кое-кто в Вашингтоне называет «агрессией» против соседней Украины. Нас также разозлило решение России помочь режиму Асада в Сирии. Но истинные причины антироссийских настроений кроются гораздо глубже.
Ведущие деятели американского военно-политического истэблишмента выросли в годы холодной войны. Большую часть своей жизни они считали, что антихрист живет в Москве. Сегодня они говорят так, будто холодная война не закончилась.
Какое-то время в 1990-е годы казалось, что Россия утратила контроль над собственной безопасностью. Россияне, ошеломленные и впавшие в паралич из-за распада Советского Союза, лишились сил и не могли сопротивляться, и им пришлось беспомощно наблюдать за тем, как их давний противник НАТО создает базы прямо у них на границах. Многие в Вашингтоне полагали, что Соединенные Штаты окончательно и бесповоротно сокрушили российскую мощь. В своем ликовании они вообразили, что навсегда стянули удавку на шее России.
Это было далеко от реальности. Слишком активно используя свои преимущества в годы после холодной войны, мы гарантировали националистическую реакцию. Президент Владимир Путин стал ее олицетворением. Он пользуется популярностью в России, так как российский народ верит, что Путин пытается вернуть стране утраченную власть и влияние. По той же самой причине его демонизируют в Вашингтоне.
Американцам по какой-то странной причине нравится видеть в России врага. Это успокаивает их, создавая впечатление, что мир практически не изменился. По этой же причине нам не надо вносить изменения в свою политику. Наше враждебное отношение к России по принципу «назад в будущее» позволило нам вытащить на свет запылившийся сценарий холодной войны. Мы возродили не только антироссийскую политику из той эпохи, но и сопровождавшую ее враждебную риторику.
Этим летом с самым радикальным заявлением на тему российской мощи выступил не завзятый воин холодной войны Джон Маккейн и не Хиллари Клинтон, а председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford). Выступая в июле в Сенате при утверждении в должности, Данфорд сказал, что Россия «может создать угрозу существованию США». Он заявил, что в целях самообороны мы должны направить помощь украинцам, которые хотят воевать с Россией.
Такого рода заявления кажутся странными и эксцентричными с нескольких точек зрения. Во-первых, Россия в своей основе слабая страна с неустойчивой экономикой. Она совершенно не в состоянии соперничать с Соединенными Штатами, а уж тем более угрожать им. Во-вторых, Россия находится в окружении американских военных баз, ежедневно слышит угрозы со стороны Запада, видит натовские пушки на своих границах. А поэтому у нее есть основания тревожиться за свою безопасность. В-третьих, отодвигая Россию прочь, мы подталкиваем ее к Китаю, и таким образом поощряем партнерство, которое способно создать теперь уже вполне реальную угрозу американской власти и влиянию.
Но самая важная причина, по которой превращение России во врага является глупостью, гораздо глубже, чем все вышеперечисленное.
Дальновидный князь Меттерних понял эту истину 200 лет назад. Он был министром иностранных дел Австрийской империи и организатором Венского конгресса, который был призван восстановить Европу после четвертьвековой войны. Франция была главным злодеем. Французские армии Наполеона опустошили значительную часть Европы. Антифранцузские настроения были широко распространены и очень сильны. Делегаты Венского конгресса требовали сурово наказать возмутителя спокойствия. Меттерних противостоял этому давлению. Он убедил остальных руководителей в том, что в интересах будущей стабильности мы должны вернуть негодяя в семью. Благодаря этому в Европе на долгие годы воцарился мир.
Эмоции диктуют нам, что Россия это возмутитель спокойствия, потому что она отказывается играть по нашим правилам, а следовательно, с ней надо бороться, и ее надо покарать. Но рассудок должен ответить эмоциям, что Россия это вполне легитимная держава, которая не захочет исполнять приказы Запада и не будет молча наблюдать, как Соединенные Штаты содействуют расширению антироссийских движений прямо у нее на границах.
В нынешнем противостоянии у Москвы есть как минимум одно преимущество. Ее лидеры не настолько глупы, чтобы считать Соединенные Штаты угрозой существованию России. Нам было бы полезно взять пример с такого реализма.
Стивен Кинзер — внештатный научный сотрудник Уотсоновского института международных исследований при Университете Брауна.