В конце августа НАТО под фанфары открыла возле грузинской столицы Тбилиси новый Центр совместной подготовки и оценки (JTEC). Хотя это очень незначительное дополнение к обширной инфраструктуре альянса в Европе, новая база примечательна тем, что расположилась она в стране, не являющейся членом НАТО. Это важный символ для Грузии, которая с конца 1990-х годов упорно добивается вступления в альянс. Новый центр это несомненно хорошая новость для Тбилиси — но в лучшем случае он не более чем утешительный приз. Дело в том, что несмотря на прозвучавшее в 2008 году обещание принять Грузию в свои ряды, лидеры НАТО ясно дали понять, что произойдет это не скоро. Проблема не в том, что Грузия не соответствует высоким стандартам альянса. Скорее, НАТО отказывается уточнить, что нужно сделать Грузии для вступления (если это вообще возможно).
Колебания НАТО это очень горькая пилюля для Тбилиси, учитывая то, что Грузия с огромным энтузиазмом пытается сблизиться с альянсом. Грузинские войска в больших количествах служили в Афганистане (и продолжают это делать), и Грузия это единственная не натовская страна, чьи военнослужащие входят в состав новых сил быстрого реагирования. Грузинская армия, участвовавшая вместе с западными военными в операциях в Косово, Ираке и Центральноафриканской Республике, получает высокие оценки, проверена в боях, и у нее более 10 тысяч военнослужащих соответствуют всем натовским стандартам (это более высокий показатель, чем у многих членов блока). Грузия также становится все более демократической страной, пусть там и возникают часто острые политические междоусобицы. Кроме того, Тбилиси ищет и находит баланс между своими непоколебимыми евроатлантическими устремлениями и политикой прагматического сотрудничества с Россией в сфере торговли и культуры, стремясь не допустить той повышенной раздражительности, которая в 2008 году привела к войне между двумя странами.
Несмотря на такие солидные показатели (а может, из-за них, как говорят конспирологи), НАТО отказывается установить четкий набор ориентиров, достижение которых обеспечило бы Грузии вступление. Заявка Тбилиси на вхождение в альянс остается в подвешенном состоянии. Противники принятия Грузии в НАТО часто маскируют свои опасения и дурные предчувствия техническими деталями (отказываясь при этом указать, в чем заключаются стандарты). Но в действительности их сопротивление обусловлено нежеланием провоцировать Россию, вызывать у нее раздражение и гнев, а также создавать условия для полемики по поводу статьи 5 устава альянса, которая требует от всех стран-членов прийти этой стране на помощь в случае нападения на нее. А поскольку у Грузии остаются неурегулированными конфликты в Абхазии и Южной Осетии, где у власти находятся пользующиеся российской поддержкой сепаратисты, некоторые члены НАТО обеспокоены тем, что в случае принятия Грузии конфронтация альянса с Россией станет более вероятной. А скептики утверждают, что Грузия несостоятельна в военном плане и не сможет защитить себя в случае российского нападения.
Но эти утверждения не выдерживают критики. Поражение Грузии в войне 2008 года затмило то, что ее военные делали правильно. Несмотря на российское превосходство в воздухе и на земле, потери сторон были примерно равными. Грузинский спецназ успешно отражал атаки превосходящих сил противника, благодаря чему другие войска смогли отойти и подготовиться к обороне Тбилиси. А грузинская ПВО, будучи намного более слабой, сумела сбить немало российских самолетов, включая бомбардировщик Туполева.
Это было после того, как русские застали врасплох плохо подготовленную грузинскую армию. Сегодня, по прошествии семи лет, западные представители решительно заявляют, что она стала намного боеспособнее и лучше подготовлена к отражению российского нападения. В июне Грузия закупила современные французские комплексы ПВО, существенно повысив свою обороноспособность. Во время недавнего визита в Вашингтон грузинский министр обороны Тина Хидашели назвала эти поставки «переломным моментом». Если бы Грузия вступила в НАТО прямо сегодня, ее армия твердо заняла бы место в середине по своей численности — чуть ниже Румынии и Голландии, но выше Болгарии, Норвегии и Бельгии. А по числу военных на душу населения она оказалась бы в первых рядах.
Да и спор между Грузией и Россией по поводу удерживаемых сепаратистами Абхазии и Южной Осетии не является основательной причиной для того, чтобы отказывать ей в будущем вступлении в НАТО. Если альянс обеспокоен тем, что данные «замороженные конфликты» могут спровоцировать новую войну, он всегда может исключить их из статьи 5 и снять с НАТО оборонительные обязательства — по крайней мере, до тех пор, пока эти регионы не воссоединятся мирным путем с Тбилиси.
В целом, страхи по поводу принятия Грузии указывают на неправильное понимание положений о коллективной обороне. НАТО никогда не была гарнизоном самых сильных, за пределами которого можно было пожирать слабых. Нет, данный альянс это сознательная и коллективная попытка защитить Европу от агрессии и сохранить основанный на правилах либеральный порядок. Грузия это несомненно европейская страна, как в плане географии, так и по своему культурному наследию. Траектория ее движения остается демократической, хотя и не без изъянов. Будучи демократическим фронтовым европейским государством, которому угрожает реваншистская Россия, Грузия является идеальным примером страны, для защиты которой создавалась НАТО.
Даже с одной только технической стороны Грузия заслуживает приема в альянс. Но европейская политика, робкая в отношении России и все больше замыкающаяся на своих странах, подрывает попытки Тбилиси. Грузинские руководители понимают это, и не перестают надеяться, хотя и признают, что Грузии очень трудно бороться с европейской усталостью и нежеланием расширяться. Однако Тбилиси знает, что время не на его стороне.
Медлительность и сомнения Запада превращают в правдолюбцев тех пророссийских шарлатанов в Грузии, которые давно уже называют членство в НАТО несбыточной мечтой. Когда-то такая точка зрения находилась на политической обочине, но в последнее время она набирает вес. Опросы показывают, что количество грузин, отдающих предпочтение альтернативному Евразийскому союзу (во главе с Россией) выросло с 11% в 2013 году до 31% прошедшей весной. В преддверии намеченных на 2016 год парламентских выборов, в результате которых к власти может прийти крупная фракция антизападных депутатов, Тбилиси заявляет, что НАТО должна выполнять свои обещания, а иначе ее евроатлантический политический консенсус полностью распадется.
«Слабость сигналов со стороны НАТО может деморализовать прозападных избирателей, которые останутся дома, а пророссийские силы возьмут инициативу в свои руки, — сказала Хидашели. — И это не только в Грузии. Это во всем альянсе, где остро встает вопрос о том, готова ли НАТО поддерживать свой авторитет, противодействуя российскому давлению».
Но если НАТО в 2016 году не сдержит слово, Грузии понадобится запасной план. Российская война на Украине наносит мощные удары по правовому европейскому порядку, но в то же время, она дала Грузии некую передышку. Россия не всесильна, и применение силы на Украине, даже без полномасштабного вторжения, требует определенных жертв от ее армии, в связи с чем масштабное нападение на Грузию становится маловероятным. А это дает возможность Тбилиси и его западным партнерам укрепить грузинскую обороноспособность.
В этих целях Грузия должна наращивать боевой потенциал и численность своей регулярной армии и резерва — особенно последнего. Если Грузия при введении чрезвычайного положения в стране сумеет выставить большое количество хорошо вооруженных и подготовленных военнослужащих, то это может предотвратить возникновение конфликта, а в случае его начала принудить наступающие российские войска к продолжительным боевым действиям с серьезными потерями. Грузинские политики обычно ссылаются на Сингапур, Израиль и Швейцарию как на образец небольших и процветающих государств, которые преуспевают, находясь в окружении крупных держав. Тбилиси может последовать их примеру и принять доктрину «тотальной обороны», которой придерживаются три этих страны. Речь в ней идет о всесторонней боеготовности и боеспособности. Поступив таким образом, Грузия подаст сигнал о своей полной готовности бороться за самосохранение, как в составе НАТО, так и вне ее. Конечно, это намного лучше альтернативного варианта «героической гибели» в том случае, если отказ НАТО окончателен.
Чтобы еще больше укрепить свои позиции, Грузия должна налаживать и расширять двусторонние отношения за пределами евроатлантических структур. Хорошим началом здесь могут стать усилия по упрочению связей с Соединенными Штатами параллельно НАТО. Предоставление Тбилиси статуса «основного союзника вне НАТО» стало бы сильным шагом со стороны США, причем он обойдется Америке практически бесплатно. Это в основном символический жест, не влекущий за собой договорных обязательств. Но он мог бы дать новый заряд бодрости сомневающемуся грузинскому обществу.
Тбилиси также следует развивать связи с Китаем, который в последнее время проявляет к нему большой интерес. Грузия может стать ключевым мостом в усилиях Китая по созданию евразийского торгово-энергетического коридора под названием «Новый Шелковый путь». Ослабленная экономическими санкциями и низкими нефтяными ценами Россия все больше зависит от благорасположения Пекина, и в этих условиях Тбилиси должен взывать к Китаю как к старшему партнеру, дабы таким путем отразить российский авантюризм.
По всем реалистическим меркам Грузия готова к вступлению в НАТО и должна стать ее членом. Но до этого Тбилиси следует наращивать свой собственный потенциал, предпринимая внутренние и внешние усилия по упрочению позиций Грузии. Это не только поможет ей сохранить свой суверенитет, но и сделает Грузию более привлекательным кандидатом на вступление в НАТО. Судьба грузинской заявки на членство в НАТО не должна определяться какими-то призывами и политиканством. Но поскольку Запад колеблется, грузинам следует научиться самим себя защищать — в составе альянса или вне его.