РФ неожиданно расширяет свое военное присутствие в Сирии с целью поддержки режима Башара Асада. В районе порта Латакия, расположенного менее чем в 100 километрах от Тартуса, единственной российской военно-морской базы в Средиземном море, идут работы по расширению российских портовых объектов, а также по модернизации и расширению двух взлетно-посадочных полос. Устанавливаются сборно-разборные жилища, в которых можно разместить по меньшей мере тысячу российских военнослужащих.
В Сирию также прибыли четыре современных истребителя Су-27, четыре транспортных и четыре боевых вертолета, оснащенных вооружением. Переброшены танки T-90 и сотни морских пехотинцев. С помощью транспортных самолетов Россия непрерывно осуществляет поставки вооружения и военной техники Сирии. Теперь маршрут российской авиации пролегает через воздушное пространство Ирана, после того как под давлением США и ЕС Болгария отказалась пропускать российские военно-транспортные самолеты через свое воздушное пространство.
США вовсе не ожидали такого поворота событий, заставшего их врасплох. Военная поддержка значительно укрепила позиции Асада и принесла свои плоды: если раньше американцы отвергали всяческую возможность его участия (за преступное применение химического оружия против собственного народа) в мирных переговорах, то теперь они говорят, что сирийский президент может быть в них одной из сторон. Но не ключевой фигурой разрешения кризиса. У России, возможно, на этот счет иные соображения.
Если до последнего времени лишь просто поставляла оружие Сирии, то сейчас она оказывает ему помощью своими войсками, переброшенными на территорию этой страны. То есть, действует так, как Иран и «Хезболла», благодаря которым семья Асада все еще держится у власти. Иранский генерал Касем Сулеймани только что совершил очередную поездку в Москву, где наверняка согласовывал действия обеих стран.
Ввиду происходящих событий, можно было бы предположить, что Россия намерена начать боевые действия против ИГИЛ, некоторые из полевых командиров которого является членами чеченских незаконных вооруженных формирований. Но характер недавно размещенных вооружений указывает на нечто совершенно другое. Это современные системы ПВО, а у исламистов просто-напросто нет авиации.
Напрашивается предположение, что главная цель России, как мы уже писали выше, — защитить Асада. В том числе и от возможного удара с воздуха, который могут нанести американские или турецкие истребители, находящиеся на военно-воздушной базе Инджирлик (Турция). Или французская авиация, которая собирается принять более активное участие в борьбе с ИГИЛ, оказав поддержку тем силам, которые воюют на земле. Или самолеты других членов коалиции, например, Австралии или Великобритании, которые также наносят воздушные удары по исламистам.
Важнейшее решение России может иметь судьбоносное геополитическое значение. Например, способствовать продолжению гражданской войны, укрепив силы, верные Асаду, которые были очень ослаблены. Несмотря на то, что, независимо от соглашения от 2011 года, которое якобы лишало его химического оружия, Асад продолжал преступно применять горчичный газ.
Или способствовать разрешению кризиса на основе раздела территории, понимая, что в сложившихся условиях очень трудно восстановить территориальную целостность Сирии. В результате этого раздела береговая полоса на западе страны могла перейти под контроль алавитов (шиитов), поддерживающих Асада, которые к тому же там проживают. Одна из других зон могла бы остаться в руках курдов, что вызвало бы немалое беспокойство Турции ввиду перспективы усиления сепаратистских настроений внутри многочисленного курдского населения этой страны.
Американцев, которые всячески старались не увязнуть в сирийском конфликте, переброска российских военнослужащих заставила согласовывать свои действия с Россией, чтобы, по крайней мере, избежать инцидентов. Следующий шаг — совместные военные действия обоих государств.
Владимиру Путину это дает новую возможность выйти из международной изоляции, в которой он сам и его страна оказались в результате насильственного присоединения Крыма и Севастополя и постоянных скрытых действий по дестабилизации обстановки на Украине. А также постоянных провокаций, совершаемых российскими военными самолетами в воздушном пространстве над Балтийским морем. Все это в итоге может даже привести к встрече Путина с его американским коллегой Бараком Обамой, отношения с которым всегда были холодными.
Встреча двух глав государств может состояться достаточно скоро, на полях Генассамблеи ООН, как и встречи других глав государств и правительств стран мира. Подобные встречи гораздо легче подготовить и провести.
Помимо всего прочего, Путин, похоже, собирается использовать трибуну ООН, чтобы призвать мировое сообщество к активным действиям против ИГИЛ с тем, чтобы сначала сдержать его распространение, а впоследствии и сокрушить.
И это имеет огромную важность, особенно сейчас, когда складывается ощущение, что ИГИЛ не только не разгромлен, но и одерживает важные победы, начиная представлять весьма серьезную угрозу международному миру и безопасности. Тем более, что эта террористическая группировка получает значительные доходы от эксплуатации месторождений углеводородов, находящихся на сирийской земле. Именно это стало одной из причин того, что волны отчаявшихся беженцев устремились за последние недели на европейский континент.
Путин наверняка предполагает, что это вполне «заслуженный доход», который причитается ему за решающий вклад России в достижение соглашения между мировым сообществом и Ираном по вопросу внушавшей серьезные опасения ядерной программы Тегерана.
Решение Кремля вдохнуло новые силы в Асада и верные ему войска, предотвратив уже казавшуюся неминуемой катастрофу. И показало, что, несмотря на экономическую слабость, Россия способна проводить самостоятельный политический курс на мировой арене, чем могут похвастаться далеко не все страны. Более того, она готова вмешиваться в тяжелые конфликты, затрагивающие ее интересы. Нельзя забывать и об отрицательном опыте афганской войны, ускорившей распад Советского Союза.
Неожиданное появление российских военных в Сирии изменило существовавшее до сей поры соотношение сил среди участников конфликта, раздирающего эту страну. Это серьезный геополитический ход, за которым наблюдают как ближневосточный регион, так и весь мир. Действия Кремля уже заставили США попытаться как-то согласовывать свои военные операции в Сирии с действиями России. Этот разворот Запада в сторону России может даже привести к тому, что ведущиеся в настоящее время боевые действия против ИГИЛ станут более весомыми и результативными. Это очень важно в плане смены политического курса. Последствия этого могут способствовать такому решению, которое предотвратит дальнейший ход гражданской войны и покончит с ИГИЛ как источником нескончаемого насилия.