Если вы прислушаетесь к тому, что говорят пресс-секретари Барака Обамы и Владимира Путина, вы получите две противоречивые версии того, что именно будут обсуждать президенты США и России во время встречи на Генеральной Ассамблее ООН, которая состоится на следующей неделе. Но, несмотря на все разногласия, эта встреча не должна стать пустой тратой времени.
Представитель Путина Дмитрий Песков сообщил, что Обама хочет воспользоваться возможностью обсудить ситуацию в Сирии, где Россия в настоящее время наращивает свое военное присутствие. Представитель Обамы Джош Эрнест (Josh Earnest), напротив, заявил, что главной темой этой встречи станет агрессия России на Украине. Он также добавил, что Путин «в большей степени озабочен» в преддверие встречи лидеров, и даже позволил себе саркастичное замечание по поводу языка жестов российского лидера в ходе его недавнего совещания с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху (Benjamin Netanyahu): «Вольная поза, расстегнутый пиджак, широко расставленные колени — все, чтобы создать конкретный образ».
Каким бы ребяческим ни казался этот обмен заявлениями, в сообщениях обеих сторон все же содержится зерно истины. Обама не станет встречаться с Путиным исключительно из вежливости или снисхождения (все знают, что отношения между двумя лидерами весьма прохладные), а ситуацию на Украине можно было бы обсудить и по телефону. С другой стороны, верно также и то, что Путину эта встреча нужна больше, чем Обаме. Помимо того, чтобы доказать, что он все еще является влиятельным игроком, а вовсе не изолированным региональным тираном, серьезно пострадавшим в результате падения цен на нефть, российский лидер должен попытаться обсудить возможность ситуационного альянса в Сирии.
Если Россия начнет действовать в Сирии в одиночку, это будет крайне рискованно для нее. Путин уже не может позволить себе безуспешную военную операцию. А сотрудничество с США существенно повысит его шансы на успех.
Между тем для США альянс с Путиным будет означать дополнительные обязательства: как только Исламское государство будет повержено, Вашингтону придется обсуждать послевоенный порядок с Москвой, а в прошлом им редко удавалось достичь согласия. Кроме того, если Обама откажется от своего стремления свергнуть сирийского президента Башара аль-Асада и согласится на плавную смену режима в Дамаске, он даст республиканцам дополнительный повод обвинить его в слабости.
Встреча Путина и Обамы, несомненно, будет посвящена Сирии. Украину они оставят напоследок: Путин не может рассчитывать на то, что Обама пойдет на какие-либо уступки в этом вопросе, потому что Россия ведет переговоры с позиций слабого игрока. В то же время заявления Белого дома свидетельствуют о том, что не стоит возлагать большие надежды на предстоящую встречу: было бы странным делать акцент на Украине и избегать упоминаний о Сирии, если Обама и его команда рассчитывают достичь прорыва по Ближнему Востоку.
Учитывая нежелание Обамы, довольно интересно то, что Путин все равно хочет встретиться. Он уже провел серьезную работу, поговорив с королем Саудовской Аравии Салманом, Нетаньяху и премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом (Recep Tayyip Erdogan), который прилетал в Москву на открытие новой мечети. Он прикладывает усилия к тому, чтобы на Украине сохранялось перемирие. Он пока не предпринял никаких шагов в Сирии, помимо переброски туда военного оборудования и некоторого числа военнослужащих (пока нет никаких подтвержденных данных о том, что российские военные действительно воюют в Сирии). Он также нашел неожиданного союзника в лице канцлера Германии Ангелы Меркель, которая предложила поговорить с Асадом и его союзниками в Иране и России, чтобы разрешить текущий конфликт. Меркель нужен мир в Сирии, чтобы справиться с миграционным кризисом, который угрожает подорвать ее позиции в Германии.
Путин должен продемонстрировать всем этим лидерам, что он попытался найти дипломатическое решение, прежде чем предпринимать военные шаги на стороне Асада. Обама со своей стороны не должен рассчитывать на то, что действия Путина в Сирии — это попросту блеф. Резкий отказ российскому лидеру будет означать усугубление ситуации как в Сирии, так и на Украине.
Президенту США не нужно идти на серьезные уступки, ему стоит лишь продемонстрировать, что он, возможно, готов «пересмотреть» позицию по Сирии, как предложил его бывший советник по Ближнему Востоку Филип Гордон (Philip Gordon) в своей длинной статье, опубликованной в Politico в пятницу, 25 сентября. По мнению Гордона, США стоит прекратить настаивать на быстрой смене режима и поискать компромисс, который будет предполагать сотрудничество с Ираном и Россией.
На первый взгляд на этой встрече должны столкнуться упрямство Обамы и отчаянная решимость Путина. Тем не менее, она может стать началом процесса мирного урегулирования, который принесет пользу всем — Путину, Асаду, Обаме и Меркель.