Еще несколько недель назад европейцы верили, что они живут в своего рода святилище, изолированном от текущих мировых конфликтов. Конечно, новости и изображения утонувших мигрантов были ужасны; но трагедия, происходившая на юге Италии, в Греции и Мальте, казалась очень далекой.
Жестокая гражданская война в Сирии, которая бушевала в течение многих лет, казалась еще дальше. Президент Сирии Башар аль-Асад направил ядовитый газ, а позже бочковые бомбы, заполненные гвоздями и металлическими фрагментами, против мятежного населения. А те, кому удалось спастись от приспешников Асада, столкнулись лицом к лицу с террором исламского государства. Сотни тысяч были убиты, миллионы сирийцев бежали, большинство из них в течение многих лет живут в лагерях в Иордании, Ливане и Турции, в ужасных условиях и без всякой надежды на изменения к лучшему.
Таким образом, этим летом, когда исчезла последняя надежда на возвращение в Сирию, и альтернативы Асаду и Исламскому Государству больше не выглядели реалистичными, эти люди стали двигаться в Европу, которая, казалось, обещает мирное будущее, свободу и безопасность. Беженцы пришли через Турцию, Грецию и балканские страны или по Средиземному морю, чтобы избежать подобного хаоса в Эритреи, Ливии, Сомали и Судане.
В августе, в течение нескольких дней подряд, тысячи беженцев оказались заблокированными на вокзале Келети в Будапеште, когда раздосадованное и некомпетентное правительство Венгрии сознательно позволило ситуации обостриться. В итоге, тысячи мужчин, женщин и детей, — и даже старых людей и инвалидов — направились пешком в сторону Австрийской границы. На этот момент Европа, свидетель переселения народов в библейских масштабах, больше не могла игнорировать вызов и последствия кризисов в соседнем регионе. Европа в настоящее время непосредственно сталкивается с суровыми реалиями, по отношению к которым, казалось, она была святилищем.
Неудивительно, но Европа оказалась неподготовленной. Европейскому Союзу недостает гражданских, дипломатических и военных инструментов необходимых для сдерживания, не говоря уже о решении кризисов и конфликтах в его близости. И, как только мигранты двинулись в Европу, общая политика ЕС по предоставлению убежища провалилась, потому что так называемый договор Дублин III не предусматривал никакого эффективного механизма по распределению просителей убежища между всеми государствами-членами ЕС, после их первичной регистрации в приграничных государствах ЕС (в частности, Греции и Италии). Призыв Премьер-Министра Италии Маттео Ренци к европейской солидарности остался без внимания.
Когда тысячи беженцев прибыли в Будапешт, на их пути в Германию и Скандинавию, гуманитарная катастрофа приняла угрожающие размеры, и Канцлеру Германии Ангеле Меркель пришлось выбирать: между приемом беженцев и риском дальнейшей эскалации кризиса в Будапеште. Германия, вероятно, не смогла бы продолжать наблюдать, сложа руки даже два дня.
Меркель приняла смелое и правильное решение, позволить беженцам въезд в Германию. За это, она заслуживает искреннее уважение и полную поддержку, тем более, в связи с холодной реакцией многих членов ее собственной партии.
Но Меркель не была одинока в воплощении гуманных ценностей в этот решающий момент. Группы гражданского общества в Германии, Австрии и других странах мобилизовались, как никогда прежде — вместе с государственными органами — навстречу огромному вызову, брошенному притоком беженцев. Без активного сочувствия общественности, власти бы с этим никогда не справились. При поддержке таких специальных (ad hoс) коалиций, Европа должна сделать все возможное, чтобы обеспечить успешную интеграцию беженцев.
Приток, запущенный во время «лета беженцев» изменит Германию и Европу. ЕС сможет решить проблему — и воспользоваться возможностью — интегрировать вновь прибывших только вместе и в духе Европейской солидарности. Если единство в этом кризисе распадется, последствия для всех участвующих сторон — особенно беженцев — будут тяжелыми.
Во-первых, новая, эффективная система для обеспечения безопасности внешних Европейских границ должна быть утверждена как можно быстрее. Это включает в себя совместную процедуру рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища и справедливый механизм распределения беженцев между странами ЕС. Более того, если ЕС хочет сохранить свои основные ценности, включая отмену внутренних границ, необходимо будет сосредоточиться на стабилизации своих соседей с Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Европы посредством денег, обязательств и всей своей жесткой и мягкой силой. Единый подход будет иметь решающее значение.
Но Европа должна избегать такой мрачной реальной политики, что предаст ее основные ценности в другом месте. Например, было бы серьезной ошибкой, продать интересы Украины и отменить санкции, наложенные на Россию из-за ошибочного предположения, что помощь Кремля необходима в Сирии. Однако полезное и целесообразное сотрудничество с Россией, не должно происходить за счет третьих лиц и интересов, и сплоченности Запада. Попытка искупления ошибок прошлого нежелательна, когда это означает совершение более крупных.
Несомненно, есть риск, что кризис беженцев усилит националистические и популистские партии в государствах-членах ЕС. Но ренационализация политики в рамках ЕС набирала обороты задолго до лета 2015 года, и не является результатом кризиса беженцев. В его сердце лежит фундаментальный конфликт относительно будущего Европы: назад к континенту национальных государств, или вперед к сообществу общих ценностей? В ближайшее время, убежденные европейцы должны будут мобилизовать все свои силы — и собрать все свои нервы.
Йошка Фишер был министром иностранных дел Германии и вице-канцлером с 1998 по 2005 годы. Это время характеризуется сильной поддержкой со стороны Германии интервенции в Косово в 1999 году, а затем — оппозицией Берлина в вопросе войны в Ираке. Фишер вошел в политику после участия в протестах против истеблишмента в 1960-х и 1970-х годах. Фишер играл ключевую роль в финансировании немецкой Партии зеленых, которой руководил на протяжении почти двух десятилетий.