По мнению авторитетного чешского аналитика Вацлава Лидла (Václava Lídla) из Ассоциации по международным отношениям ЧР, который дал интервью порталу Parlamentní listy (26.9), мотивы, которые привели российское руководство к решению участвовать в сирийском конфликте, точно назвать трудно, однако, несомненно, роль сыграли следующие причины. Во-первых, уверен Лидл, Владимира Путина в первую очередь заботит безопасность и стабильность его собственной страны, поэтому группировку ИГИЛ нужно подавить прежде, чем её боевики проникнут в регионы РФ.
Во-вторых, отмечает аналитик, президент России пытается отвлечь внимание мировой общественности от событий в восточной Украине. Активные российские действия на Ближнем Востоке лишат Запад возможности обвинять Россию в том, что она пытается внести разлад в мироустройство, сложившееся после окончания холодной войны.
В том, что Владимир Путин преследует, прежде всего, внутриполитические цели, отправляя военную помощь Башару Асаду, уверен и комментатор портала NOVINKY.CZ (1.10) Алекс Швамберк (Alex Švamberk). Он напоминает, что Москва не понаслышке знает, что такое радикальный исламизм, и у нее достаточно причин его опасаться. Если в Западной Европе исламские радикалы как максимум могут совершить теракт, полагает Швамберк, то в России есть реальная угроза расширения халифата на ее территории (на Кавказе и в Крыму). Так что борьба с ИГИЛ для Владимира Путина — это совсем не ширма для укрепления российских позиций в этом регионе, а по-настоящему животрепещущая проблема. Главное, пишет в заключении чешский журналист, для Владимира Путина — это стабильность в его собственной стране, ведь только тогда можно будет воплотить в жизнь его мечты о возрождении великой России.
Несомненно, на Ближнем Востоке Москва преследует исключительно свои цели, но ни Сирии, ни Западу это не сулит ничего хорошего. В этом убежден геополитолог Михаел Романцов (Michael Romancov) в комментарии, опубликованном на портале IHNED.CZ (30.9). Путин — жесткий и беспощадный игрок на геополитической арене, который идет к своим целям, не заботясь ни о каких свободах и правах человека и прочих ценностях, столь важных Западу. И европейцам стоит перестать надеяться на успехи россиян в Сирии и прекращение потока беженцев, потому что стабильность и мир на Ближнем Востоке, уверен Романцов, Путину не слишком нужны.
Хаос в этом регионе выгоден Москве, потому что она может сбывать там оружие, а также пользоваться проблемами производителей нефти и газа с Ближнего Востока для своей выгоды. И главное, Россия может продолжать акцентировать беспомощность США ввиду их неудач в борьбе с ИГИЛ. Правда, вмешиваясь в конфликт в Сирии, у России все же есть интерес добиться каких-то успехов в борьбе с террористами, ведь многие из них являются гражданами РФ, а террористов на своей территории Путин не хочет. Но ожидать полной и безоговорочной победы, заключает чешский геополитолог, не приходится, потому что ИГИЛ не фашистская Германия, и Берлин там, как в 1945, российским силам не взять.
Обвинения в адрес США и Запада — вот чем теперь оперирует Путин на международной арене. Об этом пишет комментатор журнала REFLEX (1.10) Ян Яндоурек (Jan Jandourek), комментируя выступление президента России в ООН. Путин обвиняет, но ничего не говорит о собственной вине, в том числе в войне на Украине. Правда, отмечает журналист, в этом нет ничего нового: Владимир Путин всегда отличался жесткостью и никогда не признавал своих ошибок. Также Янодоурек отдельно отмечает ту уверенность, с которой президент России высказывал свои обвинения в адрес Запада, презентуя его и его политиков как хаос, где царят беспомощность и безнадежность. Себя, по выражению чешского журналиста, Путин поставил над всеми как гранитный монолит — все должны его слушать. Но послушаются ли его, остается вопросом.
Отрицательную оценку выступлению Владимира Путина в ООН, а также его внешней политике дает Джамиля Стегликова (Džamila Stehlíková), бывший министр ЧР по правам человека. В своем комментарии на портале AKTUÁLNĚ.CZ (29.9) она утверждает, что все те обвинения в адрес Запада и США, которые прозвучали из уст Владимира Путина, объясняются ничем иным, как его личной обидой: Запад изгнал его из клуба сильных мира сего и перестал уважать. Главная цель российского президента — заставить Запад играть по российским правилам, воспринимать Путина таким, каков он есть, принимать его безоговорочно, и позволить проводить внешнюю политику, полную мании величия и иррациональности.
Чтобы добиться этого, Владимир Путин продумал тактику и добился определенных успехов, разыграв «сирийскую карту» и включившись в борьбу с мировым злом — ИГИЛ. Однако, как отмечает Джамиля Стегликова, хороший тактик Путин — плохой стратег. Сирия может превратиться для России во второй Афганистан. А президент США ясно дал понять, что, несмотря на общие усилия в борьбе с ИГИЛ, Запад не собирается закрывать глаза на российскую агрессию на Украине. Так что антироссийские санкции останутся, а давление на Россию не ослабнет, удовлетворенно заключает автор.
Владимир Путин пытается выбраться из украинского капкана с помощью Сирии. Такого мнения придерживается специалист по России и комментатор радио ČESKÝ ROZHLAS (29.9) Либор Дворжак (Libor Dvořák). Призвав к международной коалиции и выступив в ООН в качестве миротворца, Путин, по словам Дворжака, проявил себя как прекрасный стратег и из слабой российской позиции «вытянул» максимум. Радиокомментатор замечает, что все обвинения, высказанные президентом РФ в Нью-Йорке, говорят лишь о том, что украинский вопрос по-прежнему стоит остро и Россия ощущает международное давление. И это «слава Богу», завершает свой комментарий Дворжак.
О первых российских авиационных ударах по позициям боевиков ИГИЛ и реакции стран Запада пишет в своем комментарии аналитик Тереза Спенцерова (Tereza Spencerová) на страницах газеты Literární noviny (1.10). По ее словам, Россия наносит бомбовые удары по всем террористам, не различая, — умеренные они или радикальные. А возмущение Запада по этому поводу лишь подтверждает то, что некоторые страны, в том числе США и Турция, скрытыми путями поддерживают террористов. Российские действия могут свести всю американскую помощь, в частности, так называемой умеренной сирийской оппозиции, на нет.
Но у россиян, подчеркивает Спенцерова, нет никаких обязательств перед джихадистами, которые стремятся свергнуть Асада. И это развязывает России руки и делает борьбу с ИГИЛ наконец-то реальной. По мнению Спенцеровой, сейчас у Москвы столько козырей, что ей даже не нужно торговаться с Западом, «выменивая» голову Асада на какие-то уступки.
Признать то, что Россия перехватила инициативу, и вынуждает Запад принимать ее план действий, трудно, но, вероятно, придется. Об этом в своем комментарии на радио ČESKÝ ROZHLAS (1.10) заявил Ян Беднарж (Jan Bednář). Всем уже ясно, что действия США в борьбе с ИГИЛ были безрезультатны, и по-настоящему масштабное участие российских сил в конфликте даст России большое преимущество. И если она сумеет добиться ощутимых успехов, то у РФ есть все шансы снова войти в историю как держава, которая внесла огромный вклад в борьбу с мировым злом. И все будут благодарить Путина, заключает Ян Беднарж.