Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Латинская Америка: три процесса, а сколько лидеров?

Континент еще не осознал, что венесуэльский конфликт может разрастись, если будет протекать в прежнем русле

© AP Photo / Howard YanesВенесуэльские военные патрулируют границу с Колумбией
Венесуэльские военные патрулируют границу с Колумбией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Латинской Америке идут три процесса, которые определят будущее континента на ближайшие десятилетия. Может показаться, что, за редкими исключениями, мы не в полной мере осознаем, насколько важны эти процессы и связанные с ними изменения. Речь о сближении Кубы и США, установлении мира в Колумбии, а также борьбе за восстановление демократических свобод в Венесуэле.

В настоящее время в Латинской Америке идут три процесса, которые определят будущее континента на ближайшие десятилетия. Может показаться, что, за редкими исключениями, мы не осознали всю их важность.

Прежде всего, это сближение Кубы и США, необходимое, но недостаточное. Латинская Америка пока лишь приветствовала его в качестве наблюдателя, не понимая, что должна играть в нем одну из главных ролей. Она не должна быть между США и Кубой. У Латинской Америки есть свой голос, и, как нам представляется, она находится в моральном долгу перед кубинским народом.

Пока что все просят отменить блокаду. Но никто не решается попросить Рауля отменить диктатуру. Проблема заключается не в блокаде, а в диктатуре кубинского режима, загубившего целые поколения. Каждый может сказать это по-своему. Но сказать это все равно нужно. Демократизация крайне важна для народа Кубы, и способствовать ей должны не только США.

Вторым процессом является установление мира в Колумбии. Конфликт, длящийся вот уже 60 лет, в результате которого погибли более 200 тысяч человек и пострадали около семи миллионов. Одним из его последствий стал небывалый рост наркоторговли, распространившейся на весь континент и угрожающей всему миру. Что уж говорить о влиянии наркобизнеса на государственные учреждения.

В этом процессе произошли значительные сдвиги. Президент Сантос обратился за поддержкой к международному сообществу. Для того, чтобы достигнутое соглашение стало необратимым, необходимо согласие в самом колумбийском обществе, понимание истинного значения соглашения, одобрение народа и, что особенно важно, создание внутренних и международных механизмов, которые бы обеспечили его выполнение. С другой стороны, недавний пограничный конфликт с Венесуэлой наглядно свидетельствует о том, что невозможно добиться устойчивого мира в Колумбии без демократии в Венесуэле. И это очень важный элемент обеспечения мирного процесса. Как будут развиваться события, если группа этих боевиков не примет условия соглашения, останется на территории Венесуэлы под прикрытием местных властей и оттуда продолжит вооруженную борьбу и наркоторговлю? Сколько в таком случае продлится мир? Мы уже знаем, на что способен Мадуро ради сохранения своей власти.

Третьим процессом является борьба за возрождение демократических свобод в Венесуэле. Мы называем это венесуэльским мирным процессом. Именно под этим углом и необходимо его рассматривать. И на это есть свои причины. После 17 лет так называемой революции мы имеем страну с самым высоким уровнем инфляции в мире, чудовищным дефицитом, самым неэффективным управлением экономикой на континенте, тяжелейшей криминогенной обстановкой и постоянно растущей бедностью. Около 1,6 миллиона венесуэльцев покинули страну в поисках лучшей жизни за рубежом, а власти Венесуэлы вмешиваются в политику других стран, включая Испанию. Если конфликт не будет погашен, то он может повлечь за собой непредсказуемые последствия и вызвать политическую нестабильность на всем континенте.

Менее 70 дней осталось до парламентских выборов, которые могут дать начало совместным действиям венесуэльцев по выходу из кризиса. Но все сигналы, которые посылает режим Мадуро, указывают на подрыв мирного процесса и углубление конфликта, поскольку, согласно результатам всех социологических опросов, победить на выборах должна оппозиция.

После того, как было объявлено о проведении выборов, режим Мадуро не дал возможности участвовать в них 10 оппозиционерам, приговорил Леопольдо Лопеса к 14 годам тюремного заключения, содержит под арестом мэров Антонио Ледесму (Antonio Ledezma) и Даниэля Себальоса (Daniel Ceballos), не говоря уже о других политзаключенных. Кроме того, режим использовал судебную власть с целью давления на две оппозиционные политические партии, разрушения альянса оппозиционных сил и создания замешательства среди избирателей. Кроме того, власти ввели чрезвычайное положение (ограничение в политических правах и усиление власти военных) в приграничных штатах, что может отрицательно сказаться на избрании 38 депутатов. Все это вносит сумятицу в предвыборную атмосферу. Власти Венесуэлы не согласились на присутствие на выборах международных наблюдателей от Организации американских государств и Евросоюза.

Сейчас можно сказать, что обстановка весьма напряженная. В Латинской Америке все еще не отдают себе отчет в том, что венесуэльский конфликт может разрастись еще больше, если будет протекать в прежнем русле; что нынешний мирный процесс также требует твердой и решительной международной поддержки и что он может набрать полную силу в день выборов — 6 декабря.

Все указывает на то, что в Латинской Америке уже не будет того экономического роста, который наблюдался в последнее десятилетие, что может привести к политическим и социальным конфликтам. Именно этим обусловлена необходимость успешного завершения указанных процессов. Похоже, что в Латинской Америке еще не в полной мере осознали всю историческую важность этих трех процессов. Многие страны озабочены лишь своими сиюминутными интересами, а не принципами поведения. Кроме того, они ослаблены своими собственными внутренними проблемами, в частности, коррупцией.

Очень важно, чтобы мы, латиноамериканцы показали остальному миру свою способность найти мирные ответы на стоящие перед нами вызовы.

Автор — адвокат, координаторов политических вопросов партии «Народная воля» (Венесуэла).