Пекин — Начиная с продвижения альтернативных источников энергии, развития четвертого поколения ядерной энергетики и заканчивая приобретением 300 самолетов «Боинг», открытием в Китае дополнительных заводов «Боинг», а также поощрением сотрудничества интернет-компаний и стимулированием инвестиций в США — соглашения, достигнутые сторонами во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в США, стали свидетельством того, что уровень китайско-американского торгово-экономического сотрудничества повышается, и показали, что сильная китайская экономика является для США не угрозой, а благословением.
Усиление взаимодополняемости экономик Китая и США
«Из-за разницы в этапах развития, экономики Китая и США отличаются очень сильной взаимодополняемостью, пространство для торгово-экономического сотрудничества двух стран широко, а возможности многочисленны», — сказал Си Цзиньпин 23 сентября в своем выступлении на встрече китайских и американских предпринимателей в Сиэтле. Он заявил, что постоянно углубляющееся китайско-американское торгово-экономическое сотрудничество переживает модернизацию и распространяется на новые сферы.
В большом списке соглашений, подписанных Китаем и США в ходе нынешнего визита Си Цзиньпина, особо успешным является то, которое ориентировано на сотрудничество в энергетической сфере. Во время беседы между председателем КНР и губернаторами американских штатов две стороны подписали соглашение, нацеленное на продвижение экологически чистых источников энергии и касающееся климатических изменений.
Успехи в авиации и интернет-сфере также очень значительны. Наибольшее внимание привлекло заявление компании «Боинг» о получении заказов от китайских предприятий, сделанное во время визита Си Цзиньпина на завод.
На китайско-американском киберфоруме Китайская электронная научно-техническая корпорация /CETC/ и другие компании также заключили соглашения о сотрудничестве.
Научный сотрудник Института международного торгово-экономического сотрудничества при Министерстве коммерции КНР Мэй Синьюй отметил, что сотрудничество Китая и США в интернет-сфере и энергетике представляет новую тенденцию взаимодополняемости экономик двух стран. Китайско-американское сотрудничество в интернет-сфере изначально было самым углубленным. Все крупные китайские интернет-компании вышли на рынок в США, к тому же Китай является крупнейшим в мире рынком электронной коммерции. Что касается кибербезопасности, то Китай, возможно, достигнет с США первого «договора о разоружении в киберпространстве», который будет иметь фундаментальное значение для всей индустрии.
По его словам, что касается энергетической сферы, то Китай и США являются странами с наибольшими объемами потребления и импорта энергоресурсов. США в скором времени превратятся в чистого экспортера нефти и природного газа, в то время как Китай станет крупнейшим в мире чистым импортером энергоресурсов. На этом фоне китайско-американское сотрудничество окажет огромное влияние на мировой энергетический рынок.
Ранее в январе этого года американский экономист и лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц в журнале «Vanity Fair» опубликовал статью под названием «Эра Китая», в которой указал на то, что рост китайской экономики является для США взаимодополняемым, а не взаимоисключающим. Он приведет к большему потреблению американских товаров и принесет США процветание.
Не так давно бывший министр финансов США Генри Полсон в газете «Washington Post» отметил, что «начиная с агропромышленного производства и заканчивая медицинским оборудованием, экономики США и Китая все отчетливее движутся в направлении взаимодополняемости... Компаниям США и Китая необходимо больше деловых возможностей на рынках друг друга».
Сущность взаимного выигрыша
Си Цзиньпин в ходе своего визита в США подтвердил, что китайско-американские торгово-экономические связи в основе своей являются взаимовыгодными. Об этом свидетельствует растущая взаимозависимость между двумя главными экономическими субъектами мира.
Если говорить о торговле, то Китай и США уже стали вторыми по величине торговыми партнерами друг друга, при этом Китай является для США экспортным рынком, который растет самыми стремительными темпами. Согласно данным Национального совета по американо-китайской торговле, за минувшие 10 лет экспорт США в Китай вырос на 255%, среднегодовой прирост при этом составил 15,1%. 42 американских штата уже включили Китай в список своих трех главных экспортных рынков. Это свидетельствует о том, что китайский рынок играет все большую роль в содействии экономическому росту и созданию рабочих мест в США.
Что касается инвестиций, то инвестиционные отношения между Китаем и США трансформировались из существовавших ранее односторонних капиталовложений США в Китай в нынешние двусторонние капиталовложения. Китай уже стал для США одним из главных источников прямых инвестиций.
Согласно данным Министерства торговли США, в течение 2009-2013 гг. среднегодовой прирост прямых инвестиций Китая в США составил около 41%. В настоящее время Китай и США проводят переговоры по соглашению о двусторонних инвестициях. В случае достижения договоренностей по этому вопросу предприятия двух стран получат больше возможностей в области инвестиций. Эксперты двух стран также предложили Китаю и США изучить практическую осуществимость соглашения о двусторонней торговле, что свидетельствует о блестящей перспективе китайско-американского торгово-экономического сотрудничества.
Другим типичным примером высокой экономической взаимозависимости Китая и США служит тот факт, что Китай стал важной силой создания рабочих мест в США.
Согласно докладу, обнародованному Национальным комитетом по американо-китайским отношениям и консалтинговой группой Rhodium, за минувшие 15 лет прямые инвестиции Китая в США составили 46 млрд долларов. Китай создал в США более 80 тысяч рабочих мест. В данный момент США являются третьим по значимости направлением прямых инвестиций Китая за рубежом. Прямые инвестиции Китая в США пока находятся на начальном этапе, но они, как ожидается, достигнут 100-200 млрд долларов к 2020 году.
Взаимная выгода
В последнее время международная общественность внимательно следит за такими актуальными финансовыми вопросами, как реформы квот и управления в Международном валютном фонде /МВФ/, создание Нового банка развития /НБР/ БРИКС и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций /АБИИ/ и инициатива «один пояс, один путь».
Упомянутые региональные финансовые институты и торговые договоренности, предложенные Китаем, не направлены на замену имеющихся механизмов и проектов регионального сотрудничества, а являются полезным дополнением к действующему международному экономическому порядку и ценной помощью в совершенствовании системы глобального экономического управления.
Например, в рамках ВТО Китай и США после многораундовых консультаций достигли консенсуса относительно расширения сфер Соглашения об информационных технологиях в конце 2014 года. Это придаст импульс глобальной торговле и развитию информационных технологий, и таким образом укрепит уверенность общественности в системе многосторонней торговли.
В настоящее время США взяли на себя инициативу в проведении переговоров по Соглашению о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве /TPP/, а Китай и страны АСЕАН содействуют переговорам по Соглашению о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве /RCEP/.
Несмотря на наличие различий в содержании соглашений, а также разногласий между участниками двух региональных торговых переговоров, все стороны преследуют общую цель — создать зону свободной торговли в АТР, которая в конечном счете приведет к торговой либерализации. Это означает, что Китай и США могут сотрудничать в поиске путей интеграции TPP и RCEP в рамках Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли во избежание противоречащих друг другу правил или фрагментации.
Старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Фред Бергстен считает, что в итоге три крупнейшие экономики мира — Китай, США и Япония — будут включены в рамки зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так как без совместного участия этих стран соглашение о региональной торговле окажется несовершенным и неудачным. В связи с этим он прогнозирует, что США и Япония присоединятся к АБИИ.
Эксперт отметил, что, например, по мере того как все больше западных держав подали заявление о вступлении в АБИИ, США, которые ранее решительно выступали против новосозданной организации, теперь стали подчеркивать возможность сотрудничества между АБИИ и существующими многосторонними институтами развития на основе единых стандартов управления.
Китайский дипломат, автор рубрики в американской газете «Huffington Post» Ли Шэнцзяо отметил: «Экономические отношения между Китаем и США — это не игра с нулевой суммой, они характеризуются взаимной выгодой и обоюдным выигрышем». Он подчеркнул, что процветание Китая не нанесет ущерб американским интересам.
«Наоборот, как и полагает сам президент Барак Обама, процветание Китая принесет пользу США и всему миру», — заключил он.