Владимир Путин стал важным аргументом во внутренней политике Канады
Бывший премьер-министр Канады и, по совместительству, бывший глава Либеральной партии этой страны Жан Кретьен (Jean Chrétien) заявил, что поддерживает политику Владимира Путина в Сирии (The Globe And Mail, 2.10). «Я считаю, что если Путин хочет помочь, то это нужно только приветствовать», — сказал он. По словам отставного канадского политика, встречавшегося с российским президентом в Ново-Огареве 30 апреля 2015 года, «Путин — жесткий парень, он знает, чего хочет. Чтобы управлять Россией, нельзя быть котенком». Эти слова были произнесены 1 октября в рамках местной избирательной кампании. Жан Кретьен выступил с речью в поддержку Либеральной партии.
Противостоящая ей Консервативная партия Канады немедленно заявила о неприемлемости такой позиции для западного политика: высказывания пожилого политика были сочтены «оскорбительными», сообщает газета. В отличие от Жана Кретьена, нынешний премьер-министр Канады и лидер Консервативной партии Стивен Харпер (Stephen Harper) всячески избегает встреч с российским президентом. Он, как и другой представитель канадских консерваторов Тед Опиц (Ted Opitz) подвергли бывшего премьер-министра страны резкой критике за то, что тот в ходе состоявшейся с Владимиром Путиным встречи «не предложил ему немедленно уйти с Украины».
Теду Опицу запрещен въезд в Россию. На прошлой неделе Стивен Харпер и его партия вновь критиковали Россию за «опасную политику в Сирии и возможную эскалацию гражданской войны в связи с наращиванием сил российского контингента», сообщает газета. «Российское правительство и Путин остаются тем руководством, которое, действуя опасным и непродуктивным образом, только повсеместно осложняет умиротворение конфликтов», — заявил Стивен Харпер в ходе избирательной кампании в Викториавилле, провинция Квебек.
Между тем, нынешний лидер Либеральной партии Джастин Трюдо (Justin Trudeau) заявил в ходе дебатов, что «Канада настолько малозначима в мировой политике, что когда Стивен Харпер решил громко и решительно сказать Владимиру Путину, чтобы тот ушел с Украины, то господин Путин его даже не услышал» (The Toronto Star, 29.09).
Конфликт в Сирии вступил в новую и более опасную фазу после начала операции российских ВВС, отмечает The Globe And Mail (1.10). Исследователь из вашингтонского Института изучения войны Женевьева Касагранде (Genevieve Casagrande) считает, что «как минимум, один авианалет российских ВВС в районе города Тальбиса „пришелся не по сторонникам ИГИЛ и вызвал многочисленные жертвы среди гражданского населения“». Перед Бараком Обамой стоит непростая задача, рассуждает редакция: американскому президенту необходимо скоординировать проведение авиаударов российских и американских ВВС, избегая их прямого соприкосновения. Также Вашингтону «надо проводить военную операцию в Ираке, не затрагивая позиции иранского спецназа Аль-Кудс, посланного Тегераном для поддержки шиитских вооруженных формирований, сражающихся с ИГИЛ и другими суннитскими группировками».
Владимир Путин, со своей стороны, заявляет, что «поддерживает сирийскую армию в ее законной борьбе с террористами». Причем, отмечает газета, аргументация российского президента перекликается с американским же обоснованием своих действий в Ираке, где в составе группировки задействованы и 6 канадских военных самолетов.
Выступление Владимира Путина на Генеральной Ассамблее ООН — «верх лицемерия», -— заявляет National Post (30.09). Он пытается убедить политиков в необходимости борьбы с ИГИЛ и оказания поддержки режиму Башара Асада. «Между тем, на сегодня оба эти лидера входят в число крупнейших спонсоров государственного терроризма», — возмущается газета. Редакция обвиняет российского президента в оказании помощи террористам оружием, финансами и идеологической поддержкой экстремистских идеологий, — в том числе, путем проведения «экстремистски-сепаратистского всемирного конгресса в Москве, в конце прошлой недели».
Владимир Путин также повинен в том, что «дважды провел вторжение на территорию Украины». А Башар Асад, со своей стороны, «атакует и убивает российским оружием отнюдь не ИГИЛ, а собственное население на улицах, школах, рынках и в больницах». Поэтому, по словам редакции, в глазах мирового дипломатического сообщества Владимир Путин растерял последний кредит доверия.
Провал западной инициативы в Сирии — это, по большей части, американский провал, указывает в другой статье National Post (29.09). «США, Великобритания и НАТО согласились с тем, чтобы Россия поддержала кровавого тирана Башара Асада и помогла ему уничтожить своих противников. И все это произошло не из-за плохого плана, а вследствие отсутствия плана как такового». И дело не в том, что Владимир Путин — мастер, наносящий удар за ударом на шахматной доске, а в том, что «Обама проявляет столь малый интерес к этой игре, что впору задаться вопросом знает ли он хотя бы, как ходят фигуры».
«Мы думали, что надо было дать России увязнуть в трясине Среднего Востока, как, в свое время, СССР в Афганистане, но мы начисто игнорируем ту высокую цену в человеческих жизнях, которую придется заплатить за такую realpolitik», — считает редакция. Даже если России удастся замирить Сирию и прекратить поток беженцев в Европу, всем все равно станет ясно: Запад не в состоянии дать отпор наступательной инициативе Москвы.
Петр Порошенко решил обуздать Россию в ООН
В ходе своей речи перед Генеральной ассамблеей ООН президент Украины выступил с предложением ограничить право России на вето в Совете Безопасности этой организации, сообщает The Toronto Star (30.09). Газета подчеркивает, что вопрос о пересмотре положения о вето поставлен на повестку дня в связи с инициативой Франции. Париж предложил реформировать это положение ввиду «массовых зверств», которые не могут получить отпор из-за наложения вето одним из постоянных членов Совбеза. В то же время газета напоминает, что вопрос поставлен на повестку дня из-за того, что «воспользовавшись своим правом вето, Россия провалила резолюцию ООН о признании незаконным референдума в Крыму по вопросу отсоединения полуострова от Украины. Причем это произошло после насильственного захвата полуострова Москвой».
Петр Порошенко заявил, что «Россия вводит мир в заблуждение по поводу своего реального участия в конфликте в восточном регионе Украины». По его словам, из-за того, что Россия развернула в этих областях тяжелое вооружение, полтора миллиона беженцев были вынуждены покинуть свои дома. На прошлой неделе, напоминает газета, заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Стивен О'Брайен уже выразил крайнюю обеспокоенность тем, что поддерживаемые Россией «самопровозглашенные власти» в регионе запретили деятельность гуманитарных организаций, работающих на юго-востоке под эгидой ООН. В результате, 1,3 миллиона человека не получают более чистую воду, а 150 тысяч жителей лишены ежемесячной продуктовой помощи.