Прошедшие в пятницу переговоры лидеров «нормандской» четверки президентов Франции, Украины, России Франсуа Олланда, Петра Порошенко, Владимира Путина и немецкого канцлера Ангелы Меркель в Париже, темой которых было обсуждение состояния выполнения Минских договоренностей о прекращении огня и разрешения конфликта на украинском Донбассе, продолжались почти пять часов вместо запланированных двух. И это вызвало обеспокоенность наблюдателей, пишет «День» (02.10). Ведь в начале встречи Олланд, встретив Порошенко, сказал: «гарантирую, что мы здесь ночь проводить не будем». Еще больше вопросов вызвало то, что после переговоров первым покинул Елисейский дворец Путин, после него Порошенко, а брифинг для прессы провели Олланд и Меркель.
Немецкий канцлер сообщила журналистам, что взгляды России и Украины сблизились во время переговоров. По ее словам, она увидела «легкий прогресс в процессе реализации Минских договоренностей». Меркель и Олланд признались, что полная имплементация Минских договоренностей займет больше времени, чем планировалось, хотя это очевидно для всех. Однако, самой большой неожиданностью стало то, что, согласно итогам переговоров, участникам выборов на оккупированных территориях на Донбассе должен быть предоставлен иммунитет. И очевидно, что это может стать серьезной проблемой для украинской власти, которая и так с трудом пытается ввести изменения в Конституцию, которые предусматривают статус для этого региона. Пока непонятно, можно ли считать эту встречу в Париже позитивной для Украины, отмечает автор материала.
По мнению обозревателя УНИАН (05.10), блестящее выступление Петра Порошенко в ходе дебатов на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН во многом было нивелировано результатами встречи «нормандской четверки» в Париже. И дело не только в том, что в Нью-Йорке Порошенко называл Путина агрессором, а в Париже был вынужден пожать ему руку, констатируется в статье. Проблема обстоит иначе: украинское общество в массе своей ждет быстрых решений исключительно в пользу Украины, забывая и о незаинтересованности ЕС в полыхании конфликта прямо у своих границ, и о ядерном потенциале России. Нашей стране предстоит ожесточенная борьба за возвращение своей территории, которая завершится нескоро.
Возвращение Донбасса — процесс сложный и кропотливый, на который могут уйти годы. Власти необходимо научиться вести диалог на эту тему с обществом, оппозиции — не подсаживаться в услужливо поданные Путиным и его марионетками сани совместных действий. Борьба за восстановление единства страны должна стать общенациональной идеей, а не объектом манипуляций. Россия имеет возможность в конфликте на Донбассе играть своими марионетками из самопровозглашенных ДНР и ЛНР, тогда как Украина располагает только собственными силами, изрядно подточенными войной и отсутствием необходимых преобразований. Поэтому официальному Киеву придется постоянно маневрировать и пытаться отстаивать свои интересы в неблагоприятных условиях.
Донецкий городской суд Ростовской области 5 октября продлил на 6 месяцев арест украинской летчицы, народного депутата парламента Украины и делегата ПАСЕ Надежды Савченко, сообщил телеканал «1+1» (05.10). В России украинку обвиняют в причастности к гибели российских журналистов на Донбассе летом прошлого года и незаконном пересечении границы. Савченко все обвинения отвергает.
Президент Украины Петр Порошенко во время встречи переговорной группы в «нормандском» формате в Париже призвал освободить Надежду Савченко, Олега Сенцова и других «заложников, содержащихся в российских тюрьмах, сообщает «ЛiгаБизнесIнформ» (02.10). Однако как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, слова которого передает «Обозреватель» (03.10), российская сторона на слова президента Украины Петра Порошенко о Савченко ответила, что об этом невозможно говорить, пока судебный процесс не завершен. Освобождение Савченко возможно только после вынесения ей приговора. В Министерстве юстиции РФ при этом заявили, что рассмотрят вопрос об экстрадиции Савченко лишь в случае признания Украиной ее вины. Согласно позиции ведомства, Украина должна гарантировать, что после экстрадиции Савченко будет оставаться осужденной и будет отбывать наказание.
Между тем, народный депутат от фракции Верховной рады Украины «Народный фронт», член коллегии МВД Антон Геращенко в эфире радио «Вести» (02.10) высказал мнение, что вопрос об освобождении Савченко станет актуальным после того, как украинский суд вынесет приговор захваченным в Луганской области в плен офицерам спецназа ГРУ РФ Александру Александрову и Евгению Ерофееву. По его словам, обмен Савченко на пленных россиян является возможным, и к этому вопросу можно будет вернуться после окончания судебного процесса над ГРУшниками.
По мнению обозревателя телеканала «112» (02.10), попытка освободить «украинскую военнопленную» Надежду Савченко путем признания ее вины украинской стороной — путь в никуда. Это уже не первая попытка спасти украинскую летчицу, подчеркивает автор. Сначала Юлия Тимошенко внесла Савченко в первую пятерку избирательного списка своей партии «Батькiвщина». Государственное лицо, обладающее неприкосновенностью, по закону не может находиться под арестом не только в чужой стране, но и у себя дома. Тем не менее, в России это предсказуемо проигнорировали. Та же история — с избранием Савченко делегатом в ПАСЕ. Пленницу российского правосудия «вывели на международный уровень», она получила дополнительный иммунитет, ее обязаны выпустить, но российскому суду на это плевать. Следующая попытка — обмен на задержанных российских ГРУшников. Но российская сторона категорически исключила такую возможность.
Вариант согласия украинской стороны на то, что в случае экстрадиции Надежда Савченко будет отбывать полученное по российскому приговору наказание в отечественной колонии уже обсуждался ранее. Тема периодически всплывала в СМИ — и быстро тонула. Теперь подобный финт обсуждается снова, уже на более высоком уровне. Но даже если теперь разговор серьезный, соглашаться нельзя ни под каким видом. Украинская Фемида найдет способ отменить российский приговор и снять с Надежды все обвинения. Потом Савченко пойдет сперва в Верховную раду, где выступит, как депутат, а потом — наверняка поедет за границу, на Запад. Там ее будут всячески опекать, оказывая положенные почести. Российскую сторону все это прогнозируемо возмутит. Да, Путин, пойдя на такой шаг, попрощается с Надеждой Савченко. Зато у него останется другой важный пленник — Олег Сенцов, который даже формально не защищен политическим иммунитетом. Не говоря уже об Александре Кольченко и других украинских политзаключенных, незаконно осужденных российским судом. И подобным способом, говорится в статье, никого из них уже не освободить. А согласитесь: свобода не только Сенцова, но и менее известных миру пленников Кремля не менее важна, чем свободная украинская героиня-летчица.