Кишинев — В конце минувшей недели в антиправительственных волнениях в Молдавии произошла резкая, хотя и ожидаемая перемена — протесты, которые на Украине многие воспринимали как проевропейские, попытались возглавить пророссийские партии.К тому же одно из уличных шествий едва не закончилось столкновением демонстрантов и полиции, а в платформе «Достоинство и правда» (DA), вопреки прежним заявлениям, объявили о создании «Национальной гвардии» — структуры, которая должна быть готова к силовым вариантам. На сегодня, впрочем, молдавская оппозиция говорит лишь о защите от возможного нападения со стороны власти.
Левая оппозиция — две партии пророссийской ориентации, — присоединилась к демонстрациям в Кишиневе еще в конце сентября. Но на минувших выходных они попытались стать лидерами протеста не на словах, а на деле. В ночь с пятницы на субботу пророссийские демонстранты перекрыли на сутки центральную улицу Кишинева — проспект Штефана чел Маре, выстроив на проезжей части палаточный городок, который до того ютился на тротуаре. А в воскресенье депутаты-социалисты попытались собрать экстренное заседание парламента, на котором планировали вынести вотум недоверия правительству и в очередной раз потребовать роспуска парламента.
И хотя в этот день представители Партии социалистов Республики Молдова (Соцпартия, ПСРМ) оказались единственными депутатами, пришедшими в сессионный зал, они воспользовались парламентской трибуной, чтобы пригрозить «нарастить давление на власть» и выдвинуть новые требования в адрес правительства. Одним из таких требований стало изменение Конституции для всенародных выборов президента (сейчас президента Молдавии избирает парламент). А поскольку правящее большинство наверняка проигнорирует эту инициативу, ПСРМ планирует начать сбор подписей за проведение референдума по данному вопросу.
Реакция второго протестного лагеря появилась уже в воскресенье, во время очередного массового митинга. В субботу пришлось сделать перерыв на непартийное мероприятие — день вина. И этот эпизод — одна из лучших иллюстраций того, что протесты в Кишиневе, даже став массовыми, не получили действительно всенародной поддержки.
Вспомнить, как все начиналось
Когда в начале сентября в Кишиневе прошел массовый антиправительственный протест правой оппозиции, многие, было, окрестили это событие «молдавским Майданом». Палаточный городок на центральной площади столицы, требование об отставке «всех и вся» и о проведении европейских реформ, обвинения в адрес власти в коррупции и финансовых преступлениях — лишь часть схожих признаков. Хотя сами демонстранты были категорически против каких-либо сравнений с украинским Майданом, подчеркивая, что не будут применять силу ни в коем случае.
Впрочем, впоследствии митинги платформы DA успели превратиться в караоке на центральной площади, где однотипные выступления с трибуны сменялись прослушиванием популярных 20 лет назад национально-патриотических баллад. И уже не ясно было, для чего на самом деле собираются участники этого действа. От многотысячного протеста остался установленный перед зданием правительства городок примерно из сотни палаток, ставший на некоторое время новым элементом городского пейзажа, не особо раздражающим власть.
С 27 сентября новый фронт протестов открыла коалиция двух левых и откровенно пророссийских партий — уже упомянутой ПСРМ под руководством Игоря Додона и «Нашей партии», которую возглавляет популярный, классического популистского толка политик Ренато Усатый. Той самой партии, которую ЦИК Молдавии отстранил от участия в парламентских выборах в ноябре прошлого года, буквально за сутки до дня голосования, обеспечив тем самым победу проевропейской коалиции на выборах. Эта история не оставляет шансов на примирение левых с властью. И не удивительно, что требования левых об отставке правительства и других ключевых органов власти, так же, как и требования платформы DA, остались проигнорированы.
Как развивался протест
В этой ситуации не удивительно, что левые силы попытались возглавить протест. И «выход палаточного городка» на центральный проспект Кишинева стал довольно ярким шагом. Однако новый импульс далеко не сразу привел к переходу протеста на новый уровень. Дело в том, что 3 октября внимание протестующих отчасти затмил фестиваль вина, ставший за последние годы популярным праздником в Молдавии.
В этом году отменять его из-за протестов не стали, а лишь перенесли с привычной центральной площади на территорию выставочного комплекса «Молдэкспо». Любовь молдаван к своему национальному напитку оказалась довольно сильной. Многие журналисты, как и участники протеста, в этот день сочли более важным посетить праздник вина, либо отправиться в автобусный тур на одно из винодельческих предприятий.
Новая эскалация противостояния произошла в воскресенье, 4 октября. В этот день лагерь Платформы DA вновь возобновил активные действия, на этот раз решив разнообразить слушание речей на митинге маршем по городу. Завершив митинг у правительства, лидеры Платформы зачитали резолюцию, в которой пригрозили властям акциями гражданского неповиновения, в числе которых — отказ сторонников оппозиции от уплаты коммунальных счетов. В какой-то момент от митинга отделилась делегация из нескольких сотен оппозиционеров, в основном участников войны в Приднестровье, которые отправилась к парламенту. Они объявили, что намерены участвовать в экстренном заседании — том самом, которое созвали социалисты.
Права доступа в задание у активистов, конечно же не было, так что на месте — вполне ожидаемо — их встретило полицейское оцепление. Оппозиционеры попытались то ли штурмовать здание, то ли сымитировать попытку штурма и, прорвав один ряд полицейских, уткнулись в новый, более плотный кордон. После этого — понимая, что дальнейшее противостояние ни к чему, — сами активисты выстроились перед полицейскими, сдерживая своих же соратников от радикальных действий. При этом, несмотря на острые моменты, сторонники Платформы пытались подчеркнуть ненасильственный характер своих намерений. А лидер DA Андрей Нэстасе, старательно поддерживая имидж «бархатной революции», даже раздавал правоохранителям белые хризантемы «как символ миролюбия».
Между тем площадь у парламента стала местом противостояния не только митингующих с силовиками, но и левой оппозиции — с правой. Из здания к протестующим вышел лидер социалистов Игорь Додон, который вместе с однопартийцами в тот момент как раз ожидал начала чрезвычайной сессии законодательного органа. Сторонники Платформы переключили свое внимание с полицейских на своего «оппонента по протесту», что для самих силовиков, похоже, стало удачной развязкой конфликта. Додона, который пытался обратиться к митингующим и привлечь их на свою сторону, те встретили свистом и криками «в тюрьму!». После непродолжительной попытки наладить диалог главный социалист Молдавии отошел в сторону и провел для журналистов брифинг по поводу несостоявшегося заседания парламента.
Народные гвардейцы оппозиции
После марш-броска к парламенту правые активисты вернулись к правительству, где со сцены прозвучали новые решения Платформы, среди которых — формирование «народной гвардии», создание во всех районах забастовочных комитетов и отказ сторонников оппозиции от уплаты коммунальных счетов. Также было объявлено о создании инициативной группы для подготовки прямых президентских выборов — требование, идентичное тому, что прозвучало от левых.
А напоследок — ставя точку в конце митингового дня — колонна проевропейской оппозиции направилась к офисному центру Global Business Centre, принадлежащему олигарху Владимиру Плахотнюку — спонсору входящей в правящий Альянс Демократической партии и самой одиозной фигуре молдавской политике (на долю которой приходится, пожалуй, наибольшая доля критики и народного возмущения).
У бизнес-центра повторилось противостояние с полицией по примеру того, что случилось ранее у парламента, только в более жесткой форме. По свидетельству участников стычки, ситуация моментами напоминала начало погрома правительственных зданий, произошедшего в молдавской столице 7 апреля 2009 года. Но к счастью — как и перед парламентом несколькими часами ранее, — все обошлось без разрушений и жертв. Выпустив пар и показав серьезность своих требований, оппозиционеры ушли. Главным итогом протестных выходных, похоже, стало создание «Народной гвардии».
Хотя лидеры Платформы DA и ранее, и в воскресенье неоднократно подчеркивали «мирный характер» своего протеста, такая структура выводит протест на новый уровень. Правая оппозиция однозначно показала, что готова к новым подходам и поворотам в развитии событий. В каком виде проявит себя эта инициатива, можно будет увидеть в ближайшем будущем. А пока этот информационный повод, похоже, уже взяли в оборот провластные СМИ. Так, известный своей близостью к Демпартии телеканал Publika TV уже с понедельника раскручивает высказывание трехнедельной давности одного из лидеров DA Станислава Павловского, который допустил революцию в случае отказа власти выполнять требования протестующих. «Не забывайте, что Молдова прошла через приднестровский вооруженный конфликт, у нас много бывших военных, участников этого конфликта, у которых есть боевые навыки. Им не смогут противостоять 18-летние полицейские, которые, бедняги, стоят у здания правительства и которых даже не кормят», — сказал в одном из интервью Павловский.
Итоги и перспективы
За месяц протестов власть не выполнила ни одного ключевого требования двух оппозиционных лагерей. Однако говорить, что митинги оказались вовсе безрезультатными, также нельзя. Так, правящий Альянс отменил принятое в августе решение о повышении тарифов на газ и электричество, заморозив прежнюю цену до ноября текущего года. А неделю назад «добровольно» ушел в отставку глава Нацбанка Молдавии Дорин Дрэгуцану, на которого оппозиция возлагает часть ответственности за крах нескольких крупных банков, из которых перед тем вывели миллиард евро, и за нестабильность национальной валюты.
Первые лица государства все чаще стали говорить о необходимости борьбы с коррупцией, фактически озвучивая требования оппозиции. Само по себе это мало что значит, но при продолжении общественного давления власть вполне может пойти на компромиссные отставки некоторых важных фигур, включая генпрокурора и директора Центра по борьбе с коррупцией. К слову, именно Центр по борьбе с коррупцией, по убеждению многих, является одним из самых коррумпированных в стране.
Перспективы роста протестного движения в Молдавии более чем благоприятные. По данным последнего опроса Центра социологических исследований и маркетинга CBS-AXA, сегодня более 90% жителей Молдавии не доверяют ни одному институту власти. С другой стороны, у оппозиции, как левого, так и правого ее крыла, есть достаточно слабых мест. Додон и Усатый делят один электоральный сегмент, и естественная политическая ревность делает их партнерство довольно хрупким.
У лидеров Платформы DA тоже не все гладко. Часть из них уже объявили, что хотят преобразовать организацию в новую политическую партию, возглавит которую, как они рассчитывают экс-министр образования, член правящей Либерально-демократической партии Майя Санду. Либерал-демократка Санду, несмотря на формальную принадлежность к власти, нередко подвергает правительство жесткой критике и выражает солидарность с требованиями оппозиции.
Впрочем, потенциальный раскольник ЛДПМ пока на приглашение отвечать не спешит. В то же время большинство представителей Платформы настаивают на продолжении протестов в формате гражданского движения, угрожая в противном случае покинуть его ряды. Дополнительным препятствием для реализации требований протестующих являются положения молдавской Конституции, которая запрещает роспуск парламента и проведение досрочных выборов за полгода до конца мандата президента. И эти «последние полгода» как раз наступили в середине сентября. «Как бы сильно этого ни хотело общество, и даже если бы сами депутаты поддержали организацию досрочных выборов, по Конституции они не имеют права на роспуск законодательного органа»,— сказал по этому поводу председатель Конституционного суда РМ Александр Тэнасе.
А полгода — в условии жесткого недовольства в обществе и уже начавшегося бессрочного протеста в центре столицы — слишком большой срок, чтобы делать какие-либо прогнозы. И, наконец, перспективы молдавского Майдана зависят от того, как разрешатся противоречия между его проевропейским и пророссийским лагерями. Жители двух палаточных городков, стоящие в пятистах метрах друг от друга и одинаково ругающие власть за коррупцию и правовой беспредел, за прошедший месяц не сблизились ни на сантиметр. И в сохранении такой ситуации, наверное, заключается единственное преимущество правящего режима, его единственный шанс остаться у власти.