Сирия играет ключевую роль в в вопросе миграции в Европу. Поэтому события в этой стране должны крайне интересовать Европейский союз. Кроме того, в этом государстве за влияние соперничают русские и американцы. Так что логично было бы ожидать от Соединенных Штатов максимально точной информации и детально продуманной тактики относительно того, что делать с этой страной, охваченной войной. Но ничего этого, по-видимому, нет.
Типичный пример — недавние бомбардировки в Сирии. Владимир Путин отдал приказ о бомабардировках сразу после заседания Генеральной ассамблеи ООН. После первого этапа никто не мог сказать, что именно бомбардировали. Разумеется, кроме самого Путина — он знает, но этому господину, как нам известно со времен «зеленых человечков» в Крыму, нельзя верить ни в чем.
Российскому президенту ситуация понятна. Он сотрудничает с сирийским президентом Башаром Асадом. Массовый убийца попросил Путина, чтобы Россия помогла ему бороться с исламистами. Путин сказал, что поможет: «Такая поддержка будет ограничена по времени — на срок проведения сирийской армией наступательных операций». Российские самолеты якобы — и это важное словечко — якобы поразили восемь целей и уничтожили какие-то командные центры ИГИЛ в горах.
Звучит хорошо, и Милош Земан точно доволен тем, как действует его идеал, однако Соединенные Штаты и Франция с определенной мерой неуверенности говорят, что русские бомбардировали не исламистов, а повстанцев, выступающих против Башара Асада в провинциях Хомс и Хама, где, по имеющимся данным, боевиков ИГИЛ нет.
Лидер сирийской оппозиции Халид Ходжа был более точен: он говорил о «российской военной агрессии в Сирии» и заявил, что под ударами русских не погиб ни один исламист. Погибло 36 мирных жителей. По мнению американского министра обороны Эштона Картера, похоже, русские нанесли удар там, где группировок исламистов предположительно нет. «Россия подливает масла в огонь», — сказал он. Заметьте: «похоже» и «предположительно».
Куда подевались спецслужбы
И немного чешской информации. Премьер-министр Соботка заявил: «Если говорить об авианалетах России в Сирии, то в настоящее время вопрос о том, против кого они направлены, остается спорным». Пока кажется, что действия России не координируются с такими странами, как США, Великобритания и Франция, которые наносят удары по позициям ИГИЛ. «Я предполагаю, что мы получим информацию от спецслужб о том, какую направленность имеют военные действия России в Сирии. На основании этого в ближайшие недели правительство и будет действовать». Конечно, эта информация уже должна им поступить.
Так что ничего не знают ни американцы, ни французы, ни англичане, ни тем более мы. Напротив, три силы в Сирии творят, что хотят. Это русские, кровавый Асад и исламисты.
Стороннего наблюдателя это поражает и ужасает. Куда подевались американские и европейские спецслужбы? Как возможно, что даже Соединенным Штатам неясно, куда точно попали российские бомбы. Явно повторяется ситуация восточной Украины, где западные спецслужбы тоже однозначно не справились и все проспали. Там тоже долго не было ясности в том, что именно происходит, насколько масштабно присутствие российских войск и российского оружия.
Если Путин действительно бомбардирует оппозицию, выступающую против Асада, то он одновременно бомбардирует и западное решение кризиса в Сирии. Он бомбардирует возможность в ближайшее время разрешить ситуацию и дать шанс сирийским беженцам вернуться домой. Москва поддерживает Асада, «сирийского палача», которого Запад, если тот проиграет, хочет отдать под международный трибунал. Асад убивает оппозиционеров тысячами.
Запад застигнут врасплох, демократия ленива
Не справляются не только спецслужбы — не справляется и все западное общество, включая Европейский союз. Гражданская война в Сирии тянется годами. Ее последствия Европа испытывает на себе «по полной программе». Отчасти Европа справляется в гуманитарной сфере, но совершенно беспомощной оказывается в области безопасности и стратегии.
Запад, прежде всего — Европейский союз и США, не был готов к российской агрессии на Украине. А теперь Путин снова застиг врасплох Обаму, Меркель и других политиков. И оказывается, что у Америки и Европы нет вообще никаких активных согласованных решений по Сирии.
Франция бомбардирует исламистов в Сирии. Президент Франсуа Олланд недавно заявил, что французские бомбы уничтожили базу подготовки исламистов в районе Дайр-эз-Заур. Асада Париж однозначно отвергает. Вероятно, единственный из всех. Великобритания осторожно поддерживает повстанцев, выступающих против Асада, но смирилась бы с определенным сроком, на протяжении которого Асад мог бы оставаться у власти. С исламистами Лондон до сих пор воевал только в Ираке. А Ангела Меркель? Она «по-путински» рассчитывает на Асада. Позиция «министра иностранных дел ЕС» Федерики Могерини, наоборот, в вопросе Асада сходна с французской. Вот такой винегрет из национальных интересов.
Европейская неопределенность и разобщенность и американские колебания и нерешительность — всему этому противостоит деятельный Путин, который, конечно, как и всегда, не на той стороне, на которой он нам нужен. Почему? Волна беженцев наносит вред Европе, а ему она выгодна. И, вполне вероятно, он не хочет разбивать ИГИЛ, раз в 140-миллионной России проживает 20 миллионов мусульман, которые официально проповедуют ислам. И, наверное, есть другие, которые не заявляют об этом официально.
Сирийский кризис? Наплыв беженцев? Запад совершенно не готов, демократия удручающе слаба, разобщена, утомлена и ленива. «Темная сторона силы», напротив, всегда готова и всегда стремится заполучить свое.