В Шотландии я был воспитан думать о полицейских как о союзниках и просить их о помощи, когда она мне нужна. Каково же было мое удивление, когда во время моего первого визита в Соединенные Штаты в 19 лет я был встречен потоком непристойной брани от нью-йоркского копа, регулировавшего трафик на Таймс-сквер, после того как спросил его, как добраться до ближайшего почтового отделения. Будучи в замешательстве от услышанного, я засунул срочные документы моего работодателя в мусорное ведро, которое, на мой взгляд, было очень похоже на почтовый ящик.
Европейцы, как правило, более положительно относятся к своим правительствам, нежели американцы, для которых неудачи и непопулярность их федеральных, государственных и местных политиков является обычным делом. Тем не менее, различные правительства Америки собирали налоги и взамен предоставляли услуги, без которых американцам не жилось бы так просто.
Американцы, как и многие другие граждане богатых стран, принимают как должное нормативно-правовую систему, государственные школы, здравоохранение и социальное обеспечение для пожилых, дороги, оборону и дипломатию, а также крупные государственные инвестиции в исследования, в том числе и в медицине. Разумеется, не все эти услуги так хороши, как могли бы быть, и не предоставляются всем в равной степени, однако в основном люди платят налоги, а в случаях, когда способы расходования этих денег кого-то не удовлетворяют, возникает оживленная общественная дискуссия, а регулярные выборы дают людям возможность сменить приоритеты.
Все это настолько очевидно, что едва ли нуждается в пояснениях - по крайней мере для тех, кто живет в богатых странах с эффективными правительствами. Однако большая часть мирового населения не живет в богатых странах.
В большинстве стран Африки и Азии государства неспособны собирать налоги или оказывать услуги. Договор между правительством и жителями еще далек от совершенства в богатых странах, а в бедных странах зачастую вообще отсутствует. Нью-йоркский полицейский был со мной не более чем невежлив (и занят предоставлением услуг), в то время как во многих странах мира полицейские охотятся на людей, которых должны защищать, занимаясь вымогательством у них денег или преследуя их от имени своих могущественных покровителей.
Даже в таких странах со средним уровнем доходов, как Индия, государственные школы и клиники сталкиваются с массовыми (безнаказанными) прогулами. Частные врачи дают людям то, чего (как они думают) они хотят ‑ инъекции, внутривенные вливания и антибиотики ‑ однако государство не регулирует их деятельность, и многие практикующие врачи являются абсолютно неквалифицированными.
Во всем развивающемся мире дети умирают, потому что родились не в том месте ‑ не из-за экзотических, неизлечимых болезней, а от обычных детских болезней, методы лечения которых мы знаем уже почти сто лет. Без государства, способного предоставлять рутинную материнскую и детскую медицинскую помощь, эти дети будут продолжать умирать.
Кроме того, без мощи государства регулирование и правоприменение не работает должным образом, что затрудняет работу бизнеса. Без надлежащего функционирования гражданских судов нет никакой гарантии, что инновационные предприниматели могут претендовать на вознаграждение за свои идеи.
Отсутствие мощи у государства ‑ то есть возможности предоставления услуг и защиты, которые люди в богатых странах считают само собой разумеющимся ‑ во всем мире является одной из основных причин нищеты и лишений. Без эффективной работы государств с активными и вовлеченными гражданами вероятность роста, необходимого для победы над глобальной бедностью, невелика.
К сожалению, богатые страны мира в настоящее время делают все только хуже. Иностранная помощь ‑ трансферы от богатых стран бедным ‑ имеют множество заслуг с точки зрения здравоохранения, поскольку без них многие живущие на данный момент люди были бы мертвы. Однако иностранная помощь также подрывает развитие местного потенциала государства.
Это наиболее очевидно в странах ‑ в основном в Африке ‑ где правительство получает помощь напрямую, а потоки помощи велики по сравнению с бюджетными расходами (зачастую превышая в размерах половину от общей суммы). Такие правительства не нуждаются ни в контракте со своими гражданами, ни в парламенте, ни в системе сбора налогов. Если они и отчитываются перед кем-то, так это перед странами-донорами; но даже это на практике терпит провал, поскольку страны-доноры, находящиеся под давлением собственных граждан (которые вполне справедливо хотят помочь бедным), вынуждены выплачивать деньги в тех объемах, в которых они необходимы правительствам бедных стран, если не больше.
Как насчет действий в обход правительств и непосредственной передачи денег бедным? Разумеется, кратковременные последствия, вероятно, будут лучше, особенно в странах, где лишь малая доля межправительственной помощи доходит до бедняков. И чтобы поднять все бедное население мира хотя бы до уровня бедности, составляющего один доллар в день, потребовалась бы удивительно небольшая сумма денег ‑ приблизительно по 15 центов США ежедневно от каждого взрослого жителя богатых стран.
Тем не менее, это не решение проблемы. Бедные люди нуждаются в том, чтобы их правительства вели их к лучшей жизни; устранение правительств может улучшить положение вещей в краткосрочной перспективе, однако оставит нерешенной основную проблему. Бедные страны не могут вечно пользоваться медицинскими услугами, предоставляемыми из-за рубежа. Помощь подрывает то, в чем бедные люди нуждаются больше всего: эффективное правительство, которое работает с ними ради сегодняшнего и завтрашнего дня.
Одна из вещей, которую мы можем сделать, это агитировать наши собственные правительства прекратить делать то, что мешает бедным странам перестать быть бедными. Сокращение объемов помощи является одним из способов, как и ограничение торговли оружием, улучшение торговой политики и субсидирования в богатых странах, предоставление технических консультаций, не привязанных к помощи, а также создание лучших лекарств против заболеваний, которые не затрагивают богатых людей. Мы не можем помочь бедным, делая их слабые правительства еще слабее.