С 30 сентября Россия проводит военную операцию в Сирии. Неожиданные действия Москвы вызвали бурную реакцию «онемевшей» от сирийского кризиса западной общественности.
Российская сторона отмечает, что проведение военных действий осуществляется по просьбе сирийского правительства, основная цель заключается в уничтожении террористических и экстремистских сил на территории этой арабской республики. Однако западной общественности, вполне очевидно, такого объяснения недостаточно. Несмотря на то, что США еще не подали сигнал о всестороннем противостоянии действиям России, в стратегических кругах Вашингтона как всегда говорят о том, что нельзя «продемонстрировать Москве слабость». Во избежание доминирования подобных призывов и мнений, Белому Дому следует придерживаться рассудительности в процессе принятия решений.
Использование США и СССР дипломатических, экономических и военных методов на территории третьих стран для усиления собственного влияния и проведения операций, направленных против соперника, — это устаревший фрагмент холодной войны. Мы вступили в XXI век, и наше мышление должно этому соответствовать. Не следует мириться с тем, что «сирийский конфликт перерос во всестороннюю войну влиятельных стран», не стоит с легкостью отказываться от усилий в плоскости политического разрешения сирийского кризиса. Наоборот, необходимо положить конец гуманитарной катастрофе в Сирии.
С другой точки зрения, в Сирии и на Ближнем Востоке в целом Соединенные Штаты и Россия преследует общие интересы. Затяжной сирийский кризис стал причиной оживления региональных террористических сил, привел к росту количества беженцев. Это реальные вызовы, которые не могут оставить без внимания как США, так и Россия.
Важно, чтобы в поисках решения сирийского кризиса Вашингтон и Москва ставили Сирию на центральное место, более того, искали способы решения проблем, исходя из реального положения дел. На начальном этапе сирийского кризиса западная общественность создала искаженный образ «демократического пробуждения», который не соответствовал действительности. На фоне мрачной реальности такое представление уже выглядит абсурдом. Эксперт Королевского института международных дел Великобритании Майкл Уильямс (Michael Williams) в своей статье отметил, что даже с точки зрения получения политических очков на Ближнем Востоке Соединенным Штатам в первую очередь следует помочь Сирии восстановить мир. Вашингтону необходимо прислушаться к этому мнению. Как отмечал бывший советник президента США по национальной безопасности Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski), даже ограниченное взаимодействие Соединенных Штатов и России окажет позитивное влияние на геополитическое развитие ближневосточного региона.
Международному сообществу, в особенности наиболее влиятельным странам мира, нужно в полной мере осознать ключевой характер, необходимость и неотложность политического разрешения сирийского вопроса. Заинтересованным сторонам следует обдумать проведение мирной конференции по урегулированию сирийского кризиса «Женева-3», способствовать участию всех сторон, задействованных в конфликте, без установления предварительных условий и предопределения результатов, а также запустить всеобъемлющий процесс политического перехода.
В Сирии уже пострадало множество невинных людей. Только политическое разрешение сирийского конфликта отвечает интересам народа этой страны.