Сан-Паулу. — Несколько дней тому назад Счетная палата Бразилии отказалась принять отчет по счетам правительства за прошедший 2014 год, заявив о наличии достаточных свидетельств налоговых манипуляций со стороны главы государства с целью скрыть большой дефицит средств перед выборами, стал последним роковым эпизодом второго президентского срока Дилмы Русеф. Всего лишь через год после ее переизбрания жизнь стала для нее сплошным кошмаром.
Вступив в должность в первый день 2015 года, Русеф уже знала, что держит в руках отравленный подарок. Она обошла своего соперника Аэсио Невеша (Aécio Neves) на выборах в октябре 2014 с минимальной разницей голосов в 3%. Ее партия обладала минимальным количеством мандатов в парламенте, и Дилма все время вынуждена была идти на сделки с другими политическими силами при дележе министерских портфелей, расследование коррупционного скандала в государственной нефтяной компании Petrobras шло полным ходом, и его тень уже нависала над ее именем. Экономика вошла в фазу спада, и инфляция выросла. Все это делало невозможным выполнение взятых на себя предвыборных обязательств. Положение постоянно усугублялось.
На ежегодной ассамблее МВФ, проходящей в эти дни в Лиме, одним из главных вопросов стала неустойчивость бразильской экономики. «Мы держим ситуацию под контролем, будем опираться на инфраструктуру», — попытался успокоить собравшихся бразильский министр финансов Жоаким Леви (Joaquim Levy), но гарантий выхода из экономического спада (который сами эксперты МВФ оценивают в 3% к концу года, то есть, на один пункт выше предыдущих прогнозов) нет никаких. Инфляция за последние двенадцать месяцев выросла до 9%, курс доллара составляет сейчас 3,7 реала, в то время как в 2011 году за один доллар давала 1,6 реала.
Инвесторам не внушает доверия страна, дрейфующая по воле волн, неуправляемая и пораженная коррупцией. И их не особенно беспокоит то, насколько правдивы обвинения в адрес Русеф и можно ли рассматривать постоянные призывы к ее импичменту как попытку переворота по парагвайскому образцу (кстати, правительство Парагвая выразило свое недовольство параллелями с отрешением от должности бывшего президента Фернандо Луго).
В настоящий момент запросы на проведение импичмента находятся на столе у спикера парламента Эдуардо Куньи (Eduardo Cunha), который с трудом сохраняет свою должность после обвинений в том, что у него есть банковские счета в Швейцарии, на которые он положил деньги, полученные в виде взяток по делу Petrobras. В этой связи все больше депутатов парламента требуют его отставки.
Именно от него зависит, станет ли парламент рассматривать отказ Счетной палаты Бразилии принять отчет по счетам правительства за прошедший 2014 год, в результате чего может быть начат процесс по отрешению действующего президента от должности. Все указывает на то, что он этого не сделает. «Президентский мандат 2014 года не может влиять на мандат 2015», — заявил Кунья. Несмотря на свои недружественные отношения с парламентом, спикер ухватился за закон, гласящий, что импичмент может быть применен лишь в том случае, когда нарушение — в данном случае, задержка платежей и другие уловки с целью скрыть дефицит средств в бюджете — относятся к текущему президентскому мандату. Однако в прошлую субботу журнал ’Isto É’ сообщил, что налоговая инспекция, напрямую связанная со Счетной палатой, усмотрела признаки аналогичных нарушений и в бюджете 2015 года. Если эти данные подтвердятся, то положение Дилмы значительно усугубится.
Импичмент может состояться и в случае, если Верховная избирательная комиссия придет к выводу о том, что прошлогодняя избирательная кампания Русеф финансировалась за счет незаконных средств Petrobras, чье руководство погрязло во взятках вместе с высокопоставленными политиками и высокопоставленными должностными лицами из строительных компаний при подписании контрактов, стоивших государственной казне миллиарды евро. В ходе расследования уже были задержаны Жоао Ваккари Нето (Jõao Vaccari Neto), бывший казначей Трудовой партии Дилмы Русеф, и Жозе Дирсеу (José Dirceu), бывший председатель партии, а также высокопоставленные политические деятели других партий и известные представители деловых кругов.
Вовлеченность Русеф в скандал вокруг Petrobras — она была членом Управляющего совета нефтяной компании, когда начались хищения — и ее неэффективность в период экономического спада уже привели к трем крупным демонстрациям протеста всего лишь за десять месяцев ее президентства. В отличие от акций, прошедших в июне 2013 года, участники которых требовали от правительства значительного улучшения государственных услуг и борьбы с коррупцией, в этом году демонстранты недвусмысленно требовали отставки президента. Миллион человек вышли на улицы Бразилии 15 марта, полмиллиона 12 апреля и порядка 600 тысяч 16 августа, все настойчивее требуя импичмента.
Кроме того, оппозиция Русеф все более усиливается на левом фланге и даже в рядах ее собственной партии. Особенно после того, как она назначила представителя чикагской школы либерала Жоакима Леви на пост министра финансов и стала проводить политику сокращения расходов на более чем 20 миллиардов евро, в том числе 3,8 миллиардов на образование и з миллиардов на здравоохранение, подвергавшихся наибольшей критике в ходе протестных акций 2013 года. Строительство социального жилья, одного из главных достижений правительства Дилмы, также будет сокращено. Согласно последним опросам общественного мнения, положительно деятельность Дилмы Русеф оценивают 10% населения, отрицательно — 69%.
Исходя из складывающейся ситуации, до конца нынешнего 2015 года вполне вероятны дальнейшие демонстрации протеста, чтобы сделать его действительно роковым для Русеф.