Американская отрасль сланцевой нефтедобычи перешла к отступлению. В будущем году она в целом выживет, и спад производства не будет достаточно катастрофичным, чтобы подтолкнуть вверх нефтяные цены. Но в 2017 году американских нефтяников, применяющих метод гидроразрыва пласта, могут ждать перспективы пострашнее.
Ценовая война Саудовской Аравии против американских нефтедобытчиков началась год назад, и сланцевые нефтяники держатся как могут, бравируя, сокращая расходы, беря в долг и опираясь на прежние срочные сделки страхования от падения цен. Но у небольших игроков все эти ресурсы на данный момент в основном исчерпаны.
Как сообщает консалтинговая фирма Wood Mackenzie, около трети нефти в американских штатах, не считая Аляску и Гавайи, добывают компании, которые брали кредиты под залог своих нефтяных и газовых запасов. Теперь им предстоит пересмотр базы кредитования. Банки пересчитывают стоимость резервов для своих клиентов из нефтяных компаний два раза в год, осенью и весной. Прогнозы на октябрьский пересмотр - весьма мрачные. В прошлом месяце юридическая фирма Haynes and Boone провела исследование и предсказала 39-процентное понижение кредитоспособности нефтяных компаний, заявив, что 79 заемщиков ожидают спада. Эта фирма привела слова партнера из своего хьюстонского офиса Джеффа Николса (Jeff Nichols), который сказал:
Что нас реально удивило, так это контраст между результатами весеннего и осеннего исследования. Весной казалось, что все заняли выжидательные позиции. Но с приближением осени такое выжидательное настроение иссякло, и сейчас появилось понимание того, что необходимы дополнительные действия в целях снижения долговой нагрузки посредством вложений в акционерный капитал, реструктуризации и даже банкротства.
Это актуально для небольших добывающих компаний, которые могут брать кредиты только под свои запасы, но и более крупные компании тоже могут пострадать из-за прохладного отношения банков и инвесторов к нефтедобывающей отрасли. Даже большие компании типа Continental и ConocoPhillips в этом году увеличили объемы заимствований, чтобы погасить негативное движение наличности (которое в масштабах всей отрасли за первые шесть месяцев текущего года достигло 32 миллиардов долларов — а это почти столько же, сколько за весь 2014 год).
Во втором квартале 2015 года 83% наличности от операций американские сухопутные нефтедобытчики потратили на обслуживание долга, о чем свидетельствуют данные Управления по информации в области энергетики. Это примерно в два раза больше, чем в начале 2012 года.
Такая бизнес-модель не обеспечивает учет будущих потребностей. Нефтяные компании могут продолжать брать кредиты лишь тогда, когда инвесторы рассчитывают на существенное повышение цен. А как раз этого никто не ждет. Фьючерсные контракты на декабрь 2016 года идут по цене 56 долларов за баррель, что примерно на шесть долларов выше сегодняшней цены. Поэтому хеджирование за счет продажи таких контрактов становится весьма непривлекательным, хотя нефтяные компании делают это до сих пор в целях сохранения кредитоспособности. По оценкам Wood Mackenzie, приток денежных средств 26 крупнейших частных нефтедобытчиков от хеджирования в будущем году сократится на 2,2 миллиарда долларов по сравнению с показателем 2015 года, который составляет 9,1 миллиарда.
Некоторые инвесторы полагают, что все это в 2016 году приведет к сокрушительному поражению американской нефтяной отрасли и к резкому росту цен. Вице-президент и крупный акционер самой большой в России частной нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун предсказывает, что нефтяные цены в будущем году поднимутся до 70-80 долларов, а может, даже до 100. Выступая недавно на конференции, он назвал сланцевую нефть «типичным американским пузырем, похожим на пузырь доткомов», и предположил, что американский рынок ждет разорение неконкурентоспособных фирм по мере уменьшения кредитов.
Но трудно себе представить, что в 2016 году такое будет возможно. Банкротств в отрасли будет больше, чем в текущем году, и первыми в очереди окажутся финансово неблагополучные компании. Но даже самые слабые, такие, как Whiting и Chesapeake Energy, смогут выжить, распродав активы частным инвесторам, которые будут упорно торговаться, но не упустят свой шанс поживиться за счет вялого рынка.
Эти инвесторы наверняка будут добывать нефть по максимуму, но спад добычи в США ускорится, как того и хотелось саудовцам, когда они заявили о своем твердом намерении вернуть себе долю рынка, отняв ее у американских выскочек.
ОПЕК прогнозирует, что добыча нефти в США после взрывного роста 2014 года сократится на 100 000 баррелей в день, но что в этом году будет небольшое увеличение (недавние потери не полностью устранили мощный рост первой половины 2015 года). Это не очень большое снижение. Однако страны ОПЕК, и особенно Саудовская Аравия, увеличат свою долю рынка больше этого показателя спада, потому что по прогнозам спрос должен вырасти на 1,25 миллиона баррелей в день. Наверное, это реалистичный прогноз, и его подтверждает в своем октябрьском докладе Международное энергетическое агентство. При нынешних ценах спрос растет везде, потому что эксплуатировать автомобили, грузовики и самолеты становится дешевле. Даже Китай, это кладбище прогнозов по спросу на сырье, испытывает все больший нефтяной голод, потому что там растет спрос на автомашины и поездки.
Саудовцы — и все прочие, кому удастся сохранить объемы добычи — удовлетворят этот растущий спрос, но дополнительный объем приблизится лишь к 1,5% общемировой потребности, а поэтому нет оснований ожидать серьезного ценового скачка, если не возникнут какие-то неожиданные потрясения на фронте предложения. Следовательно, всех нас ждет очередной мучительный год, и в первую очередь это касается американских нефтедобытчиков.
По данным Организации стран экспортеров нефти, расходы американских нефтяных компаний на разведку, освоение и добычу снизились на 35%, в то время как в мире отраслевое снижение составило 20%. Wood Mackenzie отмечает, что эффект от сокращения инвестиций достигнет своего пика в марте 2017 года, когда добыча на установках горизонтально-направленного бурения, которые на сегодня являются самыми передовыми и эффективными, снизится до 6,6 миллиона баррелей в день, в то время как в текущем году она составит 7,4 миллиона. К тому времени инвесторы твердо усвоят преподнесенный им урок. Поскольку саудовцы готовы наносить ущерб самим себе ради незначительного увеличения доли рынка, сланцевая нефть это слишком рискованная ставка.
Американское правительство здесь ничем помочь не может. Отмена запрета на экспорт может увеличить внутренние цены на доллар или на два за баррель. Однако выгоды для отрасли будут несущественными, да и увеличение процентной ставки немедленно их уничтожит. Все, что могут сделать использующие технологию гидроразрыва пласта компании, это сжать зубы, упереться и надеяться на то, что отступление не приведет их к банкротству как к некоей форме капитуляции.
Содержание статьи может не отражать точку зрения редакции, компании Bloomberg LP и ее собственников.