Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
СМИ Украины: Оппонировать и судиться с Россией

Обзор публикаций о России, 12 — 18 октября

© Fotolia / Ruggiero ScardignoГазеты
Газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Доклад об итогах расследования крушения малайзийского «Боинга», свидетельства об участии премьер-министра Украины Арсения Яценюка в боевых действиях против российской армии на стороне чеченских сепаратистов, тема компенсации за «аннексию» Крыма и вопросы реструктуризации украинского долга, — в центре внимания украинских СМИ на минувшей неделе.

Доклад об итогах расследования крушения малайзийского «Боинга», свидетельства об участии премьер-министра Украины Арсения Яценюка в боевых действиях против российской армии на стороне чеченских сепаратистов, тема компенсации за «аннексию» Крыма и вопросы реструктуризации украинского долга, — в центре внимания украинских СМИ на минувшей неделе.  

Голландия и Украина представили технические отчеты расследования причин катастрофы малазийского Boeing 777, сбитого в июле 2014 года в небе над Донецком. Вопреки ожиданиям, голландские следователи так и не дали ответ на главный вопрос: кто виноват в трагедии  и кто должен понести за нее справедливое наказание, пишет  УНИАН (13.10). Пять стран, чьи граждане находились на злополучном борту, не узнали ничего нового. Как и год назад, следствие заявило: самолет был сбит ракетой для комплекса ПВО Бук-М1. Управлявшие пуском люди и те, кто отдал преступный приказ, «остались за кадром и многостраничными томами технического отчета». Что же касается расследования трагедии, проводимого украинской стороной, то на презентации его результатов, глава комиссии по расследованию причин катастрофы Геннадий Зубко заявил, что «ракета была выпущена с территории, подконтрольной боевикам, из Снежного. Это была российская ракета «Бук-М1». Это был спланированный террористический акт».

Между тем, по мнению экспертов,  судебные перспективы дела выглядят туманными. Хотя украинские специалисты утверждают, что Украина способна доказать вину причастных к катастрофе, они солидарны в том, что наказать виновных вряд ли удастся. В лучшем случае, привлечь к ответственности можно будет конкретных исполнителей террористического акта (боевой расчет «Бука»), но не тех, кто отдавал приказ сбить самолет. Дело в том, что в существующей правовой системы все военные преступления и преступления против человечества должны пройти обсуждение в Совете безопасности ООН. Без резолюции этого органа «какой-либо суд и наказание высших должностных лиц Российской Федерации, давших добро на размещение и применение комплексов ПВО на контролируемой террористами части украинской территории — невозможны». А Россия на сегодняшний день — не только «заинтересованная» сторона, но также постоянный член Совбеза ООН, и имеет право вето на любое решение органа, резюмирует издание.

В связи с избранием  Украины непостоянным членом СБ ООН, президент страны Петр Порошенко в своем обращении к украинскому народу заявил, что этот факт является свидетельством создания глобальной проукраинской коалиции. «Это голосование продемонстрировало действительно глобальный уровень международной поддержки Украины. Сначала нам удалось создать европейскую коалицию. Потом — расширить ее до трансатлантической. И на 70-й Генеральной ассамблеи ООН мы превратили ее в глобальную»,— цитирует президента «Телеканал новин 24» (15.10). — Членство в этой структуре позволит Украине влиять на мировые процессы безопасности и эффективно отстаивать украинский суверенитет и территориальную целостность. Здесь наше государство сможет создать оппозицию России, которая является постоянным членом Совбеза».

По случаю Дня защитника, отмечаемого на Украине 14 октября, Порошенко сделал заявление, в котором отметил, что перемирие на Донбассе и в Луганской области «не стоит воспринимать буквально», а военные силы — «необходимо наращивать». По его словам, информирует «Телеканал новин 24» (14.10), перемирие не должно «никого вводить в заблуждение», а силы сдерживания нужны не только на Донбассе, но и по всей линии границы «с агрессором и оккупантом», под которыми украинский лидер подразумевает Россию и ополчение непризнанных республик ДНР/ЛНР. Накануне праздника Порошенко высказал мнение, что гарантией перемирия и мира на востоке Украины может быть только надежность украинской обороны. «Я совершенно не доверяю Путину, я совершенно не доверяю его марионеткам, и я совершенно не доверяю их обещаниям. Мы должны с вами защитить Украину, защитить — если кому-то придет в голову испытать нашу мощь», — подчеркнул президент, имея в виду «агрессию» России, отмечает ««Телеканал новин 24» (13.10)».

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк подозревается в участии в боевых действиях, которые имели место в 1995 году,  на стороне чеченских сепаратистов против российских Вооруженных сил. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует запись адвоката Ильи Новикова, которую он сделал на своей странице в Twitter, опубликовав  фрагмент показаний своих подзащитных Николая Карпюка и Станислава Клыха «об участии Яценюка в чеченской войне».  Телеканал «112» (14.10), в частности, отмечает, что  задержанный в России в сентябре 2014 года украинец Александр Клых, которому инкриминируется участие в убийствах российских военнослужащих в Грозном в 1994-1995 годах, утверждает, что он якобы видел во время одного из боев в Чечне Арсения Яценюка, стреляющего из автоматического оружия: «Яценюк Арсений Петрович тоже стрелял из автомата «Калашникова», произвел порядка десяти выстрелов в российских военнослужащих». Кроме того, в показании говорится, что Клыху запомнился момент, когда Яценюк перемещался с одной огневой точки в другую. «Все там занимали позицию, а тот бегал. На голове у Яценюка была войсковая каска, она еще была чем-то обмотана… Он опасался за свою жизнь», — рассказал Клых. По его словам, Яценюк после боя часто был среди журналистов, много позировал, фотографировался и давал интервью. Ранее сообщалось, что глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заявил в интервью «Российской газете», что Арсений Яценюк в середине 90-х годов прошлого века воевал против Вооруженных сил РФ в составе террористического отряда в Чечне. Бастрыкин подчеркнул, что Яценюк входил в состав карательного отряда «Арго», а затем «Викинг», которыми руководил Александр Музычко по прозвищу Сашко Билый.

Между тем, сам премьер-министр Украины сделал ряд важных заявлений по вопросам российско-украинских отношений. Так в интервью изданию «Урядовий курьер» (13.10) Яценюк выразил уверенность, что президент России Владимир Путин не изменил своей цели и планирует захват всей территории Украины. «Считаю, что Путин не изменил своей цели. Путин хочет захватить не Донецкую и Луганскую области, его цель — вся Украина. Его цель — передел мира, и свидетельством этого являются военные действия в Сирии», — подчеркнул Яценюк. По мнению главы украинского правительства, пока что президент РФ меняет тактику. «Сейчас он просто меняет тактику — или захватить Украину военным, или политическим, или экономическим путем. Или сразу три в одном. И здесь нет никаких сомнений. Поэтому ни в коем случае нельзя расслабляться», — отметил он. Премьер уверен, что украинцы выиграют эту войну. «Могу ответить Путину: ничего не получится. Украинцы сделали свой выбор. Мы выиграем эту войну, мы выйдем из нее более сильными», — подчеркнул Яценюк.

Кроме того, Яценюк считает, что Россия должна выплатить России компенсацию в размере не менее одного триллиона долларов за «аннексию» Крыма» и «военную интервенцию» в юго-восточные области страны. Финальная сумма убытков, которую Украина потребует от РФ, появится на стадии рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). «Мы готовы, в том числе, и к «юридической войне» с РФ… Напомню, у нас есть два юридических дела, которые касаются как российской аннексии Крыма, так и российской интервенции в Донецк и Луганск, — цитирует премьера телеканал «112» (14.10). — Первый кейс, который был отправлен в ЕСПЧ, имел общую сумму убытков более одного триллиона долларов. Но, поскольку российская агрессия продолжается, финальная цифра убытков, которую мы будем требовать от РФ, появится на стадии уже рассмотрения дела в ЕСПЧ. Наши банки и другие государственные компании будут судиться с Россией во всех судах... Мы призываем Россию не медлить, и не обращаться в суд, как они это уже делали, с просьбой о переносе сроков рассмотрения этого дела». 29 сентября 2015 года ЕСПЧ призвал власти РФ передать свои комментарии по вопросу о том, приемлемо ли рассмотрение в суде нового иска, поданного Украиной 27 августа против РФ в рамках статьи 33 (межгосударственные дела) Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). На сегодняшний день, поданы 4 иска Украины против РФ.

Говоря о проблеме украинского долга России, Яценюк заявил, что Киев снова предложит Москве реструктуризировать долг, а в случае отказа Украина готова решать этот вопрос в суде. «Мы предлагаем России еще раз принять для себя решение, хотят ли они получать те условия, которые мы предложили всем кредиторам, или они считают, что они уникальны», — заявил глава правительства. 9 октября министр финансов Наталья Яресько провела встречу со своими немецким и российским коллегами Вольфгангом Шойбле и Антоном Силуановым во время ежегодной встречи МВФ и Всемирного банка в Перу, напоминает «112» (15.10). Во время встречи она рассказала о деталях сделки по реструктуризации долга со Специальным комитетом кредиторов Украины и призвала Россию принять участие в этой сделке. Все кредиторы могут принять участие в процедуре обмена облигаций до 29 октября.  27 августа 2015 г. кабинет министров заявил, что Украина договорилась о списании 3,8 из 19,3 миллиарда долларов долгов. Сумму в 15,5 миллиарда долларов решили растянуть до 2019 г. Также стало известно, что Украина просит Россию списать часть долгов по евробондам на тех же условиях, на которые согласились частные держатели украинских облигаций. Однако министр финансов России Антон Силуанов заявил, что Россия не будет участвовать в реструктуризации украинского долга. В Минфине РФ заявляют, что Россия намерена добиваться выполнения Украиной долговых обязательств, и если потребуется — в судебном порядке.