Число россиян, стремящихся эмигрировать в Штаты, еще никогда не было столь высоким.
Когда работники служб общественного мнения спрашивают у россиян, нравятся ли им Соединенные Штаты, в ответ раздается решительное «нет». По результатам соцопроса, опубликованного на этой неделе независимым московским Левада-центром, 71% жителей России полагает, что США сыграли «негативную роль в мире». Для сравнения — два года назад такого мнения придерживались 50%.
Между тем число россиян, пытающихся эмигрировать в США, никогда еще не было столь высоким. Госдепартамент сообщает, что российские заявки на участие в лотерее, где разыгрываются американские грин-карты, в этом году побили все рекорды, составив 265 086, хотя из 100 тысяч предусмотренных к выдаче виз на Россию приходятся лишь четыре тысячи.
Кроме того, по данным Госдепартамента, 245 638 русских в прошлом году получили визы, позволяющие им временно работать или учиться в США. Этот показатель более чем в два раза превышает цифры десятилетней давности, а население России, по оценкам составляющее 143 миллиона, если верить Всемирному банку и другим источникам, с тех пор не увеличилось. Еще 3622 русских в прошлом году получили разрешение постоянно жить в США по семейным или другим причинам, включая 56 человек, которым визы были выданы после договоренности инвестировать не менее 500 тысяч долларов в организацию предприятий для создания новых рабочих мест.
«Люди, с которыми я беседовала несколько лет назад и которые были вполне довольны Москвой, в настоящее время ищут стратегии для выезда», — говорит Марина Фуксман, миграционный юрист в Нью-Йорке, эмигрировавшая в США из бывшего Советского Союза. По мере того, как экономика начинает все сильнее хромать, а президент Владимир Путин перетряхивает круг приближенных бизнесменов, богатые россияне все чаще рассматривают США как безопасное место для того, чтобы «разместить свои деньги, а возможно, также своих супругов и детей», говорит Фуксман. Менее состоятельные россияне, по ее словам, просто хотят больше заработать — например, подавая заявки на визовые программы США, нацеленные на квалифицированных специалистов.
Уезжающие в США являются частью более масштабного исхода россиян, особенно тех, кто принадлежит к научным кругам и таким секторам, как высокие технологии, банковское дело и право. В июне Путин пожаловался, что иностранные организации «работали, как пылесос», чтобы заманить таких специалистов за границу. Статистическая служба правительства зарегистрировала произошедший в течение последних двух лет резкий скачок эмиграции, но эти данные сильно недооценивают общую численность, поскольку включают в себя только тех людей, которые официально уведомили правительство о своем отъезде, чего многие эмигранты попросту не делают.
Помимо четверти миллиона россиян, которым в прошлом году были выданы американские визы, 75 300 получили вид на жительство в Европейском Союзе и Швейцарии, что на 25% больше по сравнению с 2010 годом. Самыми популярными направлениями являются Великобритания, Германия и Испания. Израиль сообщает, что поступившие от россиян ходатайства о предоставлении гражданства за тот же период выросли на 30%, хотя цифры эти значительно ниже постсоветского пика миграции в 1990-х годах.
Максим Киселев, венчурный инвестор, работавший с технопарком «Сколково» (проект, осуществляемый при поддержке российского правительства), московским бизнес-инкубатором для стартапов, рассказывает, что проект все в большей степени становится «инкубатором эмигрантов». Убедить высокотехнологичных предпринимателей оставаться в России всегда было делом нелегким, поскольку финансирования недостаточно, а местный рынок инновационных технологий весьма ограничен, говорит Киселев. Ситуация значительно ухудшилась с падением рубля и введением западных санкций, вытеснивших Россию с рынков капитала.
«Компаниям на ранних стадиях развития гораздо легче найти деньги в США, Европе, даже в Бразилии», — говорит он.
Растущая изоляция России, давление, которое Путин оказывает на политическую оппозицию и СМИ, также вносят свою лепту. «Политика Кремля вынуждает образованный класс делать выбор: либо вступать под знамена войны с Западом, либо уезжать из страны», — заявил Bloomberg News в прошлом месяце политолог из Москвы Александр Морозов, недавно переехавший в Германию.
Миграционный юрист Фуксман говорит, что многие из ее клиентов боятся открыто говорить о своей заинтересованности в эмиграции.
«Когда вы беседуете с людьми из России по скайпу, они всегда очень осторожно высказываются о своих проблемах, они просто интересуются. Или иногда говорят, что просто собирают информацию для своего приятеля, — говорит она. — Потом, уже при личной встрече, это совершенно другая история».