Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) не признавать геноцидом убийства литовских партизан, сопротивлявшихся советской оккупации, отражает преобладающее в Европе мнение, но в перспективе, когда Запад лучше познакомится с советскими преступлениями, позиция может измениться, считает философ Кястутис Гирнюс.
«Решение суда отражает нынешние установки, но это не означает, что при более глубокой оценке истории и понятии геноцида, это мнение не изменится», — сказал в среду доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, автор книги «Партизанские бои в Литве». Он подчеркнул, что оценивая действия советского диктатора Иосифа Сталина в оккупированных Балтийских странах, часть историков акцентирует, что «то, что может выглядеть, как классовый геноцид, может иметь яркий этнический и национальной оттенок».
Гирнюс обратил внимание на то, что международная общественность в перспективе может изменить позицию и в отношении осуществленного Османской империей уничтожения армян, которое на Западе все чаще признается геноцидом. Вместе с этим, философ подчеркнул, что называя действия советских властей геноцидом нельзя приравнивать их к холокосту евреев, в котором стремились уничтожить всех евреев. «Никто из серьезных людей не говорит, что то, что делали с литовцами, равно тому, что происходило с евреями. Гитлер пытался уничтожить всех евреев, Сталин не намеревался уничтожить всех литовцев», — отметил он.
«Можно сказать, что против Балтийских стран осуществлялся геноцид, не стремясь при этом принизить то, что делали немцы, и, не отрицая того, что преступления немцев были уникальными и более суровыми, чем то, что делали «советы» в Литве», — сказал К. Гирнюс. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге постановил, что Литва необоснованно приравняла к геноциду уничтожение партизан, боровшихся с советской оккупацией. Большая коллегия суда объявила, что бывший офицер советской безопасности Витаутас Василяускас, осужден в Литве на основе «правовых положений, которые не действовали в 1953 году» ни во внутреннем, ни в международном праве, с нарушением Европейской конвенции о правах человека.