Дональд Трамп говорит, что депортирует из США всех иммигрантов, у которых нет документов. Это примерно 11 миллионов человек. Американские города и округа на юго-западе и на Среднем Западе как-то раз в 1930-х годах попытались выгнать из Америки мексиканцев. Это принесло огромные страдания их семьям. Но еще более поучительный пример дает массовая депортация, проведенная в США веком ранее, в 1830-е годы.
Тогда федеральное правительство изгнало из родных мест примерно 80 тысяч американских индейцев, заставив их переселиться на запад от Миссисипи в те места, где ныне находится Оклахома. Это была гуманитарная катастрофа, ставшая одной из самых позорных страниц в американской истории. Мало кто из американцев гордится Тропой слез, как индейцы чероки прозвали свое душераздирающее насильственное переселение с юго-востока и страшное путешествие на запад. Однако сейчас политики всерьез задумались над тем, чтобы предложить аналогичную политику в отношении незарегистрированных иммигрантов. «Я думаю, это стоит обсудить», — заявил один из главных соперников Трампа в борьбе за выдвижение кандидатом в президенты от республиканцев Бен Карсон (Ben Carson).
Естественно, существуют совершенно очевидные различия между сегодняшними незарегистрированными иммигрантами и индейцами прошлого века. Во-первых, американские индейцы жили в Америке, как принято говорить, «с незапамятных времен», в то время как незарегистрированные иммигранты прибыли в нее совсем недавно.
Но есть между ними и многочисленные сходства. Индейцы составляли презираемое и гневно осуждаемое меньшинство, а иммигранты без документов являются жертвами злобного расизма. Индейцы в правовом плане жили в несуществующем мире — они не обладали суверенитетом и не были полноправными гражданами США. Точно так же и незарегистрированные иммигранты живут в туманных условиях небытия, подвергаясь необузданному административному давлению и часто попадая в тюрьмы без суда и следствия. Власти штатов принимали законы о выдворении индейцев с их земель. То же самое они делают с незарегистрированными иммигрантами. (Увы, мой родной штат Джорджия был лидером в этом беззаконии как в 1820-х, так и в 2010-х годах.)
Можно долго и упорно дискутировать на тему этих сходств и различий, но невозможно отрицать, что незарегистрированные иммигранты сталкиваются с такими же угрозами, как и индейцы в начале XIX века. Речь идет об узаконенной государством депортации. В 1830-х годах Соединенные Штаты провели насильственную эмиграцию примерно 0,6% населения в пределах своих границ. Если считать иммигрантов в пропорции к сегодняшнему населению США, то Дональд Трамп предлагает депортировать в 11 раз больше людей.
200 лет назад результаты насильственной депортации были катастрофическими. Ею занимались чиновники, не владевшие языками коренного населения и не имевшие опыта общения с людьми, говорившими на них. Говорят, что Фрэнсис Армстронг (Francis Armstrong), назначенный депортировать индейцев чокто, был любимцем президента Эндрю Джексона и «не имел никакого представления о реальном состоянии дел» у коренного народа чокто. Бенджамин Карри (Benjamin Currey), руководивший депортацией чероки, из-за своего отвратительного характера умудрился почти мгновенно настроить против себя индейцев. Увидев, как партия голодающих и плохо одетых индейцев чокто проходит мимо его дома в Лейк-Провиденс, штат Луизиана, один отставной армейский офицер осудил «беспринципных» агентов по эмиграции, которые наживались на бедах и страданиях жертв.
Ликвидация имущества - как движимого, так и недвижимого - стала благодатной почвой для коррупции. Государственные агенты скупали то имущество, которое эмигранты были вынуждены оставлять — посуду, скот и даже скрипки — причем, приобретали его по дешевке. В сговоре со своими деловыми партнерами они за гроши покупали самые ценные земли. И хотя кое-кто из агентов добросовестно старался сохранить здоровье переселяемых семей, многие пренебрегали питанием эмигрантов, оставляли их на ночь на морозе и не оказывали даже элементарную медицинскую помощь. Когда депортируемые прибыли на запад, за Миссисипи, у них не было средств к существованию. Многие умерли от голода.
Современные воздушные перевозки устранили часть этих трудностей, но не все. Незарегистрированные иммигранты в случае депортации по-прежнему будут вынуждены в ускоренном порядке распродавать свое имущество. Некоторым придется расстаться с семьями. Подобно коренным жителям в 1830-е годы, они по прибытии столкнутся с неизвестностью и даже с опасностями.
Переселение индейцев в то время вызвало самые острые споры в стране, если измерять это количеством поданных в конгресс петиций. Их были сотни, и почти во всех выражался протест. Жалобы поступали из маленьких поселков и из крупных городов, от штата Мэн до Огайо. В основном они умещались на одной-двух страницах, но были и такие петиции, которые в развернутом виде достигали трехметровой длины и содержали сотни подписей мужчин и женщин.
Если не считать одно-два исключения, во всех петициях люди выражали мощный протест против насильственного переселения коренных народов. Они ссылались на конкретные детали, такие, как нарушенные договоры и самовластные повеления властей штатов, а также выражали свои глубокие убеждения по поводу молодой республики, которые в полной мере актуальны и в ходе сегодняшних дебатов о незарегистрированных иммигрантах. Они утверждали, что Соединенные Штаты выступают «за справедливость и права человечества». Они заявляли, что страна не может «проявлять равнодушие к крикам угнетенных и к страданиям беспомощных».
Вспоминая собственных предков, бежавших из деспотичных стран Европы, заявители требовали справедливости по отношению к коренным народам, которые много лет назад приветствовали на своей земле европейских иммигрантов. Они осуждали законы штатов, подвергающие гонениям американских индейцев и выражали сомнения в способности властей безопасно переселить такое большое количество людей. Они призывали конгресс не допустить того, чтобы «наш национальный характер был обесчещен этими зверскими злодеяниями».
Закон о переселении индейцев был принят палатой представителей в мае 1830 года большинством всего в пять голосов из 199 голосовавших. Публичные дебаты по этому вопросу привели к тому, что такие противники рабства, как Уильям Ллойд Гаррисон (William Lloyd Garrison), признали безрассудство и безнравственность массовых депортаций и призывали общество бороться с попытками депортации в Африку свободных и рабов из числа афроамериканцев. Группа жителей из Лексингтона, штат Нью-Йорк, заявила, что депортация индейцев «покроет наш национальный характер несмываемым пятном бесчестия». Эти люди были правы. Но политики и их сторонники им не вняли. Мы не можем и не должны повторять ту же самую ошибку.
Клаудио Сонт — профессор американской истории, преподающий в Университете Джорджии.