Прошло три недели с тех пор, как Россия начала наносить удары по оппозиционном силам в Сирии. 28 сентября в Нью-Йорке прошла встреча глав России и США, а уже 30 сентября, после того, как Совет Федерации в соответствии с конституцией одобрил военную операцию за рубежом, а президент Путин отдал приказ о нанесении авиаударов, начались боевые действия.
Предполагается, что попросьбе сирийского правительства Россия отправила в Сирию более 50-ти самолетов-штурмовиков и около двух тысяч служащих.
По информации министерства обороны России, всего за одну неделю после начала операции российская авиация совершила 394 вылета, уничтожив 350 объектов боевиков, которых называют «Исламским государством».
Россия вела всеобъемлющую подготовку
По словам аналитика Московского центра Карнеги Дмитрия Тренина, Россия взяла курс на начало боевых действий в Сирии еще в начале этого года. В тот момент выяснялись все необходимые условия. План «А» состоял в создании международной коалиции, включая США, для борьбы с ИГИЛ. На случай если этот план не сработает, был подготовлен план «Б», в соответствии с которым Россия должна была начать боевые действия в одиночку. Другие российские осведомленные источники говорят о том, что оба этих плана включали российские авиаудары, и что к ним приложили руку руководитель администрации президента России Сергей Иванов и глава Совбеза РФ Николай Патрушев.
Затем России удалось договориться с группой стран во главе с США о том, что те не будут требовать отставки президента Башара Асада (взамен Россия и Иран согласились не признавать его переизбрания). Параллельно шла подготовка к боевым действиям.
В июне, когда многие заговорили о том, что режим Асада близок к своему концу, Корпус стражей исламской революции (КСИР) и «Хезболла» нарастили военное присутствие в Сирии. Сразу же после этого была укреплена российская военная база в Латакии.
В конце июля появились сообщения о том, что президент Путин впервые за десять лет выступит на Генассамблее ООН (тогда многие дипломаты предполагали, что российский лидер будет как обычно критиковать США по украинской проблеме). Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов заявил СМИ, что детальный план авиаударов будет подготовлен не позднее августа, отметив, что Москва и Вашингтон договорились не вмешиваться в дела друг друга после того, как Россия увидела реакцию США на этот план.
Определенно, США постепенно склонялись к тому, чтобы признать российские удары по позициям ИГИЛ, еще до встречи президента Обамы с Путиным, которая состоялась 28 сентября.
Госсекретарь США Джон Керри (John Kerry) начал говорить о том, что время отставки президента Асада — вопрос обсуждаемый, а министр обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) провел первые телефонные переговоры с министром обороны России Сергеем Шойгу, на которых они обсудили сирийскую проблему.
План России состоит в том, чтобы к марту будущего года восстановить власть администрации Асада (достаточно получить контроль над густонаселенными регионами и Алеппо, малонаселенные районы не представляют никакого интереса) и усадить за стол переговоров оппозиционные силы (ИГИЛ не в счет).
Успех этого плана зависит от того, смогут ли правительственные войска собственными силами вернуть себе потерянные территории без участия российских сухопутных войск.
Мнение США
Тем не менее, когда после российско-американской встречи в верхах, прошедшей 28 сентября, Россия начала активно действовать в Сирии, США начали жестко критиковать ее за то, что она атакует не ИГИЛ, а Свободную армию Сирии, которую поддерживают США, Турция и страны Персидского залива. Великобритания, Франция, Германия, Саудовская Аравия, Катар и Турция встали на сторону США.
Точно неизвестно, как вел себя президент Обама в ходе встречи с Путиным, и что он ответил на сообщение о начале бомбардировок, однако, по всей видимости, стороны не сумели договориться о том, как долго будет сохраняться власть Асада, пусть и достигли соглашения о необходимости уничтожения ИГИЛ.
Возможно, впоследствии США решили, что не будут терпеть действия президента Путина. Как было на самом деле, мы доподлинно не знаем, однако, судя по всему, российско-американская конфронтация стала усиливаться.
Американская сторона видит происходящее так:
— США, большая часть сирийского народа и близлежащие страны не поддерживают Асада, который убил более 200 тысяч собственных граждан. Он не должен сохранить власть;
— Если продолжить устранять оппозиционные силы, это будет способствовать расширению ИГИЛ и увеличению числа беженцев;
— Цели России, которая пытается помочь администрации Асада, отличаются от целей американской коалиции, наносящий удары по ИГИЛ. Следовательно, российская операция мешает скорейшему политическому урегулированию сирийской проблемы.
По мнению президента Обамы, российская тактика не поможет навести порядок в Сирии; Россия вмешалась только из-за того, что ее собственные позиции слабы, поэтому ее действия окончатся неудачей.
В пику России США начинают предоставлять оружие антиправительственным войскам, включая курдов в количестве 20 тысяч человек. Кроме того, Вашингтон отвергает российское предложение по формированию коалиции для борьбы с ИГИЛ и отказывается принять российскую делегацию во главе с премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
Но президент Путин и не думает отступать. В ходе выступления на Генассамблее ООН глава России четко обозначил свою позицию.
Некоторые эксперты в своих статьях уже коснулись этого выступления, поэтому я не буду комментировать его в подробностях, однако стоит отметить, что Путин раскритиковал западные страны: «Внешнее агрессивное вмешательство привело к тому, что институты были разрушены, там царят насилие и нищета, жизнь людей ни во что не ставится. Хочется спросить у тех, кто создал эту ситуацию: вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?» С 2007 года российский лидер жестко критикует США за их идею однополярного мира.
Путин опередил Обаму
Глава России отметил, что урегулирование сирийской проблемы и сокращение потока беженцев невозможно без восстановления влияния легитимной власти; западные страны совершают большую ошибку, отказываясь от сотрудничества с администрацией Асада. По мнению Путина, сейчас необходимо поддержать действующую власть Сирии и выступать против террористических организаций, включая ИГИЛ, единым международным фронтом.
Путин подготовил основательную речь. В сравнении с выступлением президента Обамы Путин показал, что лучше понимает происходящее в Сирии и на Ближнем Востоке в целом (Путин приехал в Нью-Йорк во время выступления Обамы, поэтому речь американского коллеги не слышал).
США силой насаждают свои надменные идеи, однако не могут довести дело до конца. И в Ираке, и в Сирии США не удалось сформировать крепкую армию. Вывод войск из Афганистана также окончился неудачей. Администрация Обамы оставила много нерешенных проблем.
Некоторые специалисты полагают, что подобная недальновидная политика президента Обамы привела к снижению влияния США на Ближнем Востоке. Более того, если тщательно проанализировать эту политику, то приходишь к американскому универсализму, в соответствии с которым западная демократия должна стать высшей ценностью для всех регионов и народов.
Подобная политика напоминает религиозные убеждения, которым сложно противостоять, особенно если к ним добавляется страх перед врагом.
Отрицание особенностей регионов порождает идеи и меры, которые не соответствуют реальности.
Например, в Сирии есть как радикальные, так и умеренные оппозиционеры. США настаивают на том, что необходимо поддержать последних и свергнуть администрацию Асада, однако Россия подчеркивает, что нельзя делить оппозиционные силы (курды, «Аль-Каида», Свободная армия Сирии, ИГИЛ и так далее) на радикальные и умеренные (многие специалисты по Ближнему Востоку придерживаются такого же мнения).
Поэтому неудивительно, если оружие, предоставленное умеренным силам, попадает в руки радикалов. Также умеренные силы могут в одночасье превратиться в радикальные. Это действительно так, поэтому российская сторона и сомневается в реальном существовании Свободной армии Сирии, о которой говорят США.
Ни США, ни другие западные страны до сих пор не представили весомых контраргументов. Сложилась система уравнений, которую нельзя объяснить только при помощи таких понятий, как хорошее и плохое. Пока идет война с ИГИЛ, талибы и «Аль-Каида», которая организовала теракты 9/11, являются союзниками США?
Почему не учатся на ошибках СССР?
Афганская кампания СССР окончилась неудачей. Если предположить, что главная причина заключается в том, что Советский Союз рассматривал своих противников только сквозь призму коммунизма, то сейчас складывается схожая ситуация: США пытаются силой навязать демократию, не учитывая национальных особенностей своих врагов... Возможно, именно так это и выглядит для Путина. В ходе выступления на Генассамблее он даже заявил: «Никто не учится на чужих ошибках».
Экспорт демократии в страны бывшего СССР раздражает Россию. Тем не менее, если рассмотреть реакцию президента Путина, все скорее говорит о том, что он испытывает отвращение к наивности и невежеству США.
В свою очередь, Вашингтон критикует начало российских авиаударов, однако не может решиться на следующий шаг. Проблемы, в связи с которыми США критиковали Россию, становятся все более запутанными.
Не было представлено четких причин, по которым США отказались принять делегацию во главе с Медведевым. Как и сообщают российские СМИ, в настоящее время США не понимают, как реагировать на действия России.
К тому же создание Россией совместного с Ираном, Ираком и Сирией фронта для борьбы с ИГИЛ, по всей видимости, стало ударом для США. Куда исчезли огромные человеческие и денежные ресурсы, выделенные Вашингтоном в последние годы?
Говорят, что Ирак был крайне разочарован тем, что США предоставляли недостаточную помощь. Причина заключается не только в том, что Обама закрыл глаза на агрессивные боевые действия, как об этом пишут западные СМИ, но и в невежестве Вашингтона, который не знал, что ему необходимо предпринять в отношении ситуации на Ближнем Востоке. Именно на этом президент Путин и строил свою критику.
Западные и российские СМИ по-разному толкуют мотивы и причины российских авиаударов в Сирии:
— Спасение администрации Асада и восстановление российского влияния на Ближнем Востоке, а также поддержание военных баз;
— Отвод внимания от украинской проблемы благодаря улучшению имиджа страны;
— Поддержание рейтинга власти внутри страны;
— Борьба с проникновением боевиков ИГИЛ из стран СНГ в Россию;
— Демонстрация значимости России на международной арене — Россия не дает сирийскому кризису развиваться по ливийскому сценарию.
Вашингтон неправильно оценивает действия России
В США дипломатическая деятельность оценивается по этим факторам или по победам Путина, однако можно сказать, что мнение и тех, и других комментаторов не является ошибочным. Скорее всего, Россия учитывает все факторы, и, возможно, некоторые из них сподвигли Россию на то, чтобы начать боевые действия.
Более того, складывается впечатление, что президент Путин достиг всех поставленных целей и при этом заглянул в будущее. Его цели состоят в том, чтобы за счет агрессии в отношении США склонить Вашингтон к компромиссу, устранить экономические санкции, введенные в связи с украинской проблемой, а также достигнуть таких договоренностей с США, которые обеспечат безопасность России (предотвратить развертывание системы ПРО и добиться сотрудничества на Ближнем Востоке).
По иронии судьбы, если в США укрепится убежденность в том, что президент Обама разрушил американскую дипломатию, следующий президент США скорее всего будет вынужден занять жесткую позицию в отношении России. Теоретики-неоконсерваторы уже громогласно говорят об этом.
Чтобы избежать очередного восьмилетнего противостояния с новыми властями США, Кремлю необходимо как можно скорее договориться с администрацией Обамы, которая вряд ли пойдет на жесткие меры.
При этом только оправившуюся от греческого кризиса Европу, которая не всегда поддерживает политику США в отношении России и Ближнего Востока, захлестнули потоки беженцев. Другой кризис — проблема Volkswagen. Сейчас она не в состоянии выработать единую позицию. По всей видимости, Россия уверена в том, что в текущих условиях Европу можно заставить плясать под свою дудку.
Торопиться необходимо не только по этим причинам. Авиаудары в Сирии таят для России определенные риски.
Запустив крылатые ракеты, Россия продемонстрировала, что не уступает США в сфере военной мощи, но на это нужны огромные деньги. Военный бюджет на 2016 год был увеличен до 165 миллиардов рублей, несмотря на отчаянные попытки министерства финансов сократить правительственный бюджет. Вице-премьер Игорь Шувалов заявляет о том, что это не связано с боевыми действиями в Сирии, однако вряд ли в это кто-то поверит.
По прогнозам Международного энергетического агентства и Всемирного банка, в 2016 году цены на нефть сохранятся на низком уровне, поэтому финансовая ситуация в России близка к критической. Так или иначе Россия не готова к затяжной войне.
Обстановка в России, где много суннитов
Если боевые действия затянутся, то россияне могут устать от войны. В настоящее время 70% россиян поддерживают аиаудары в Сирии, однако если дело дойдет до отправки сухопутных войск, то люди вряд ли поддержат эти действия. В памяти еще живы уроки Афганской войны.
Также опасения вызывает реакция российских мусульман (практически все они - сунниты), численность которых по некоторым подсчетам составляет около 20 миллионов человек. По информации российских газет, они не считают Асада меньшим злом, чем ИГИЛ.
Поскольку предоставление помощи Асаду означает, что все сунниты в мире станут твоими врагами, необходимо как можно быстрее удалить недоброкачественную опухоль в лице ИГИЛ из рядов суннитов.
В связи с проблемой курдов усложняются взаимоотношения с Турцией. Для того, чтобы на фоне текущих событий укрепить отношения с Израилем, Саудовской Аравией и странами Персидского залива, потребуется мастерство Бисмарка.
Но главная задача состоит в том, чтобы не оказаться в состоянии опосредованной войны с США, которая может развернуться на сирийских просторах.
Вот в каких жестких условиях России приходится проводить внешнюю политику.
Западные СМИ вторят критике президента Обамы: для достижения результатов России придется вести затяжную войну; в конечном итоге она пойдет на отправку сухопутных сил, повторив ошибку США, а также неудачи СССР в Афганистане; в конце концов все закончится провалом.
Тем не менее политолог Лилия Шевцова отмечает, что последние 20 лет западные страны не до конца понимают Россию. Это касается и периода развала СССР, и результатов правления Ельцина, и перспектив «перезагрузки». Возможно, и в дальнейшем мнения различных экспертов будут ошибочными.
По всей видимости, Россия не ставит перед собой цель собственными силами полностью уничтожить ИГИЛ, которое может тут же восполнить двадцатитысячные потери, понесенные по итогам американских ударов. Российские власти не считают, что полностью разобрались в ближневосточной ситуации. Также у России нет возможностей для нанесения ударов по позициям ИГИЛ в Ираке.
Кремль удовлетворится восстановлением влияния сирийского правительства (даже если впоследствии Асад будет вынужден покинуть свой пост), а также возможностью усадить противоборствующие стороны за стол переговоров (доказав, что политика США была ошибочной).
Многие критикуют стратегию насаждения американской демократии, однако на вопрос, будет ли ближневосточное общество развиваться в соответствии с российскими представлениями о нем, вы, скорее всего, получите отрицательный ответ. От жителей региона можно этого требовать, однако в ответ мы услышим только «Иншаллах!» (на все воля Аллаха).