Традиционные ближневосточные союзники Америки, чья чаша терпения переполнилась в связи с политикой президента Барака Обамы в Сирии, в настоящий момент пытаются налаживать отношения с вновь окрепшей Россией, несмотря на то, что Москва поддерживает того самого диктатора, которого многие из них стремились сместить.
Некоторые представители Вашингтона расценивают новые связи ближневосточных стран с Россией как угрозу интересам США, особенно с учетом того, что с 1970-х годов Америка старалась не допускать укрепления влияния России на Ближнем Востоке. Однако администрация Обамы увидела в этом новые возможности. В настоящий момент Госдепартамент негласно поощряет взаимодействие союзников США с Москвой, что является частью попыток госсекретаря Джона Керри (John Kerry) добиться российской поддержки процесса политического урегулирования конфликта в Сирии.
Керри является самым влиятельным американским чиновником, выступающим в поддержку сотрудничества с Россией в вопросе начала мирных переговоров, которые должны привести к окончанию гражданской войны в Сирии. Однако пока Россия отвергала предложения Керри. С момента начала текущей дипломатической кампании Керри весной этого года Россия успела отправить в Сирию свои танки, бомбардировщики и военнослужащих. Российские самолеты наносят удары в основном по позициям повстанцев, поддерживаемых США, а не по Исламскому государству — террористам, которые, по мнению Керри, представляют общую угрозу для России и США.
Тем не менее, Керри продолжает попытки убедить Россию стать партнером в процессе стабилизации ситуации на Ближнем Востоке. На прошлой неделе в пятницу, 23 октября, он собрал в Вене совещание министров иностранных дел России, Саудовской Аравии и Турции, в ходе которого он выразил надежду на то, что эти четыре государства смогут сотрудничать в решении сирийского конфликта.
«Хотя мы можем не соглашаться друг с другом в отношении судьбы Асада, мы, несомненно, можем достигнуть соглашения в вопросе о процессе, который приведет нас к решению этой проблемы. Это очень важная отправная точка», — отметил Керри.
В своем интервью, которое он дал после этого совещания, министр иностранных дел Сергей Лавров коротко упомянул об общих целях России и США. Однако Лавров воспользовался этим интервью прессе в основном для того, чтобы подвергнуть критике политику США в регионе. Он пожаловался на интервенции США в Ирак и Ливию, добавив, что Россия никогда не поддержит план, который предполагает смену режима в Дамаске.
«Я слышал, что уже распространяются слухи, будто здесь договариваются или будут договариваться о том, что через какой-то период времени президент Асад уйдет, — сказал он. — Все это не так».
На прошлой неделе один высокопоставленный сотрудник администрации США сообщил нам, что на сей раз Керри пытается начать политический процесс, несмотря на разногласия из-за Башара Асада. Недавно Керри говорил, что США могут смириться с тем, что Асад останется у власти на время переходного периода. Но, по мнению этого источника, с российской стороны уступок не будет.
«Если мы сможем начать политический процесс, в какой-то момент эти разногласия разрешатся сами собой», — сказал Керри в пятницу, 23 октября.
В то время как Керри старается убедить Россию присоединиться к Западу, Путин пытается убедить ближневосточных союзников Америки, что Москва — это новая сила в регионе.
В пятницу, выступая в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне, бывший посол Саудовской Аравии в Вашингтоне и бывший глава разведки принц Турки ибн Фейсал (Turki al-Faisal) признал заслугой Путина то, что тот переиграл США, добавив, что теперь Россия благодаря своему положению может требовать внимания и уважения к себе.
«Путин причинил много вреда невинным людям на всей территории в Сирии. Но я должен отметить, что речь идет о главе государства — крупного государства — и Путин считает, что его государство должно участвовать в принятии решений, касающихся всего мира, — сказал Турки ибн Фейсал. — И мы должны с ним считаться. Путина нельзя игнорировать или списывать со счетов, как человека, страдающего манией величия. У него есть свое видение мира и стратегия того, как сделать это видение реальностью».
Турки ибн Фейсал отметил, что, приняв Асада в Москве, Путин дал понять всему региону, что всякий, кто хочет сместить Асада, будет иметь дело с ним. Возможно, Путин лукавит, когда заявляет о своем желании бороться с ИГИЛ, но, добавил он, коалиция под руководством США тоже не выделила для этой миссии необходимые ресурсы.
Хотя Россия участвует в новых консультациях по Сирии, организованных под эгидой США, она одновременно договаривается с союзниками США ради расширения своего военного присутствия в Сирии, что Вашингтон, в свою очередь, называет контрпродуктивным.
В тот же день, когда в Вене состоялось совещание министров иностранных дел, Россия подписала соглашение с Иорданией о координации военных операций против Исламского государства. На следующий день Керри отправился в Иорданию и Саудовскую Аравию, чтобы обсудить сирийский вопрос с лидерами этих стран. (Путину не пришлось ехать в Саудовскую Аравию, потому что ранее в октябре Москву посетил министр обороны этой страны.) И, пока Керри находился с визитом в этом регионе, правительство Ирака объявило о том, что оно дало России свое разрешение на авиаудары на его территории — вопреки возражениям США.
В последние две недели другие страны Персидского залива направляли в Москву дипломатов, чтобы обсудить недавние шаги, предпринятые Россией в Сирии. Один арабский дипломат сообщил нам, что главной целью было выяснить долгосрочные намерения России в Сирии и убедить Москву бомбить позиции ИГИЛ, а не более умеренных повстанцев.
Другие союзники США, которые не принимают активного участия в международных дипломатических попытках уладить сирийский конфликт, тоже налаживают более тесные связи с Москвой. В октябре, после визита премьер-министра Биньямина Нетаньяху в Москву, Израиль организовал вместе с российскими военными горячую линию, чтобы избежать случайных столкновений между вооруженными силами двух государств. После своего визита в Москву в августе президент Египта Абдель ас-Сиси (Abdel el-Sisi) пообещал, что Египет будет помогать России в борьбе против ИГИЛ.
Генерал-полковник в отставке Джек Кин (Jack Keane) на прошлой неделе заявил, что Москва рассчитывает на бездействие США.
«Путин делает ставку на страх США перед эскалацией и страх перед конфронтацией, которые мешают США предпринимать какие-либо ответные меры, — отметил Кин. — Нам необходимо продолжать настаивать на уходе Асада, но давайте будем реалистами. Теперь Россия - как защитница Асада - будет играть решающую роль».
Некоторые сотрудники администрации Обамы говорят нам, что Путин и Лавров водят Керри за нос, и что единственный способ заставить Россию согласиться на конструктивное партнерство в Сирии — это принуждение, к примеру, если пригрозить ей санкциями в отношении Путина или увеличением объемов военной помощи повстанцам, которых атакует Путин. Но Белому дому не хочется усиливать давление на Россию, так как его главный принцип заключается в том, чтобы избежать нового кризиса в отношениях с Москвой.
Сейчас основная проблема подхода Керри заключается в том, что он вынуждает ближневосточных друзей США подстраховываться и сближаться с Россией. В плане Керри заложено долгосрочное противоречие. Путин — это либо ключ к мирному урегулированию в Сирии, либо главная помеха для него. Он не может быть ключом и помехой одновременно.