Поражение Кристины Фернандес де Киршнер на выборах, состоявшихся в минувшее воскресенье (25 октября) в Аргентине, является первой неудачей, которую в этом веке потерпели южно-американские левые, если не считать поражение чрезвычайно умеренных чилийских левых в 2010 году.
До сих пор Киршнер, Лула / Дилма, Чавес / Мадуро, Рафаэль Корреа и Эво Моралес на каждых выборах устраивали победоносное дефиле, как если бы избирательные урны были их личными самбодромами.
Это правда, что кандидат Кристины (выбранный ею против воли), Даниэль Сиоли (Daniel Scioli), все же набрал большинство голосов и вполне может быть избран во втором туре, но он не придерживается левых взглядов и по сути не является кандидатом Кристины.
На самом деле, президент проиграла задолго до воскресных выборов, оказавшись неспособной за 12 лет своего правления подготовить истинного кандидата от «киршнеризма».
Журналист Орасио Вербицкий (Horacio Verbitsky, «Страница 12»), один из приближенных Киршнер, в своей воскресной статье признает это бессилие: Сиоли «был избран кандидатом в президенты методом исключения, а не из энтузиазма, что свидетельствует о неспособности киршнеризма выдвинуть надежного преемника, не имеющего отношения к семейным связям — возможно, это его самый большой политический недостаток».
При отсутствии кандидата от левых перонистов во втором туре — кто бы в нем ни победил — мы получим «президента, взирающего на рынок более благосклонно», можно уже заранее представить себе Дэниэла Кернера (Daniel Kerner) из Eurasia Group дающим интервью Совету по международным отношениям.
А значит, претерпит изменения интервенционизм, с которым ассоциируется правление Кристины Киршнер. Однако поражение ее измеряется не только отсутствием надежного приемника: она также потеряла крупнейшую в стране провинцию Буэнос-Айрес, где, а вот с этим уже не поспоришь, у нее был свой человек (Анибаль Фернандес, Aníbal Fernández). Кроме того, неудачей для Кристины стала потеря вместе со своими союзниками 26 мест в Палате депутатов.
Ее партия «Фронт за победу» все еще сохранит большинство, но практически уравняется со взятыми вместе тремя оппозиционными силами (114 к 113).
Поражение Кристины обусловлено не столько экономическим провалом в противовес тому, что должно произойти в Венесуэле (в случае, если выборы пройдут чисто). Дела в Аргентине не так плохи, как в Бразилии, хотя у нее и есть серьезные проблемы с курсом валюты, инфляцией и внешним финансированием.
Но эти обстоятельства представляются проблемными скорее в ближайшем будущем, нежели в настоящем, поскольку пока особенно не влияют ни на занятость, ни на доходы.
Что, как кажется, больше всего повлияло на решение избирателей, так это стиль президента — манера постоянного противостояния реальным или выдуманным врагам.
Лозунг «Мы против них» — также усвоенный в Бразилии сторонниками Лулы и Партии трудящихся — какое-то время работает, но в конце концов изживает себя. Ни одному обществу не придется по душе предложение непрерывно находиться в состоянии боевой готовности.
Настолько, что последние опросы свидетельствуют о примерно равном разделении мнений между теми, кто желает коренного изменения модели (47%), и теми, кто предпочитает ее сохранить (49%). Но из этих 49% более половины (27%) требует изменений в стиле руководства — именно то, что обещает Даниэль Сиоли, от природы склонный к примиренчеству.