Как стало известно из хорошо информированных турецких дипломатических источников, Москва предложила своим западным партнерам план по прекращению боевых действий между правительственными силами и повстанческими группами умеренной оппозиции. Столь неоднозначный документ оговаривает и дальнейшую судьбу сирийского диктатора.
Российский план, содержащий девять пунктов, был представлен в прошлую пятницу главой МИД РФ Сергеем Лавровым на встрече в Вене с коллегами из США, Турции и Саудовской Аравии. Цель российских предложений заключается в том, чтобы как можно быстрее остановить войну в Сирии политическим путем.
Высокопоставленный турецкие чиновники и представители сирийской умеренной оппозиции на условиях анонимности рассказали телеканалу Al Arabiya, что российский план мог бы стать отправной точкой для урегулирования ситуации в Сирии. Москва настаивает на том, чтобы Башару Асаду были даны гарантии его личной безопасности в будущем.
Российский план предусматривает немедленное прекращение огня между правительственной армией и повстанцами умеренной сирийской оппозиции, поддерживаемые Западом, разграничение зон, подконтрольных повстанцам и последующую их передачу сирийскому правительству и, наконец, проведение президентских и парламентских выборов. Москва предлагает завершить весь комплекс мероприятий в течение 15 −18 месяцев с момента подписания документа.
Российские предложения на более позднем этапе предусматривают вхождение проправительственных вооруженных группировок и повстанцев в состав регулярной сирийской армии для последующего участия в боевых действиях по разгрому Исламского государства.
Россия предлагает США сосредоточиться на борьбе с Исламским государством путем нанесения совместных ударов с воздуха. Вместе с тем это маловероятно, так как Вашингтон считает, что Россия — верный союзник Дамаска, должна, прежде всего, прекратить оказывать политическую и военную помощь Асаду.
Российские предложения также содержат личное обязательство президента РФ Владимира Путина, о том, что Асад «не будет участвовать в будущих выборах». Тем не менее, Москва считает, что в президентских выборах могут участвовать представители его клана, а также члены действующего правительства.
План Москвы также предполагает, что российские военные базы останутся на территории Сирии, и будут осуществлять свою деятельность на основе резолюции Совета Безопасности ООН.
Соединенные Штаты пока хранят молчание в отношении российского плана, однако, министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр оценил прошедшие в Вене переговоры как «позитивные», вновь подчеркнув, что в будущем Сирии не должно быть Башара Асада.
Глава МИД Саудовской Аравии напомнил, что конфликт в Сирии должен быть урегулирован на основе Женевский договоренностей 2012 года, предусматривающие создание в Сирии переходного органа власти, подготовку новой конституции, проведение парламентских выборов.
Саудовская Аравия занимает достаточно жесткую позицию и не собирается ее смягчать. Многое здесь будет зависеть от США, согласятся ли они с российскими предложениями или нет.
Сирийская национальная коалиция, пользующая поддержкой Запада, уже завила, что она ни на каких условиях не согласится с тем, чтобы Асад был частью политического решения сирийской проблемы, так как он повинен в геноциде народа.
Участники венской встречи договорились провести новый раунд переговоров на следующей неделе. Госсекретарь США Джон Керри в беседе с американскими журналистами заявил, что Вашингтон не исключает возможности участия в переговорах Ирана — главного союзника Асада в регионе.
Страны Персидского залива, поддерживающие позицию западных стран по сирийскому вопросу, горячо обсуждают российские предложения, однако они сомневаются в «искренности Москвы» и не ожидают от Путина ничего хорошего.
Как показывает практика, российский лидер не особо уважает международное право и права человека, и даже пошел на аннексию территории соседнего государства.
Один из высокопоставленных чиновников Совета сотрудничества стран Персидского залива на условиях анонимности заявил, что нынешняя российская политика во многом похожа на советскую, когда Москва стремилась крепко удержать в своих руках страны Восточной Европы. Путин часто говорит одно, а делает совсем другое.