Похоже, наконец завершатся споры, длившиеся на протяжении десятилетий в среде международных аналитиков — о якобы относительном упадке США как мировой державы.
В конце 1980-х Пол Кеннеди (Paul Kennedy) в своей книге «Взлет и падение великих держав» выдвигал предположение о том, что мировое лидерство США в экономике будет серьезно оспорено энергичной Японией.
Ведь именно из японских мегакорпораций к нам пришли такие понятия, как метод производства «точно в срок» или «Теория Z», входящие в программы МВА по всему миру.
В настоящее время основной геоэкономический вызов Соединенным Штатам бросает Китай. Если в течение следующих десяти лет темпы его роста окажутся выше 6% в год, по прогнозам, к 2025 году он превзойдет США по номинальному ВВП, измеряемому в долларах.
Наблюдаемое в последние годы пропорциональное сокращение доли США в мировом валовом продукте, также, казалось, подтверждало мысль об упадке. Если к концу Второй мировой войны на долю США приходилась половина мирового ВВП, сегодня, даже при национальном продукте, равном 18 миллиардам долларов, доля страны в мировом производстве составляет менее чем 25%.
Уязвимость Америки, выявленная после атак 11 сентября, и ее неудачи в борьбе с терроризмом, будь то операции в Афганистане или Ираке, с геополитической точки зрения, в равной мере стали признаками фиаско США.
Своей нерешительностью перед лицом негосударственных угроз (Аль-Каида, «Исламское государство» и т. д.) или же непоследовательностью действий в защиту либерализации торговли в рамках многосторонних платформ, например, ВТО (Всемирная торговая организация), США действительно лили воду на мельницу тех, кто склонен видеть в стране регресс.
Однако эта тенденция обратилась вспять. Похоже, США вновь обретают значительный вес на геополитической шахматной доске. Правда, подобные перемены внутри самих Соединенных Штатов сопровождаются многочисленными голосами, ратующими за новый «изоляционизм» и отказ от роли «незаменимой» державы для принятия решений по любому из первостепенных вопросов в международной повестке дня.
Вполне очевидно, что США возвращаются на авансцену. В Азии американцы налаживают дружественные связи с индусами. Американские компании являются основными участниками программы «Make in India», возглавляемой премьер-министром Нарендрой Моди.
В Европе США выступают в качестве силы, подталкивающей Брюссель к более категоричной позиции Европейского союза в отношении восточной части Старого континента. И вместе с европейцами Соединенные Штаты сохраняют действие жестких санкций в отношении путинской России, введенных в результате прошлогодней аннексии Крыма.
Вашингтон готовит новые инициативы для Африки и Латинской Америки, понимая, что за последние 15 лет ввиду влияния Китая им были упущены многие возможности.
Но что более всего впечатляет в этом новом подъеме США, так это их статус «вновь развивающегося рынка». Североамериканские биржи уже восстановили (и превысили) докризисные уровни субстандартных кредитов 2008 года.
Производительность американских рабочих, эффективность распределения капитала, интенсивное использование технологий и перспективы расширения доступа к международным рынкам привели в США к резкому снижению издержек производства по сравнению с другими странами.
По оценкам авторов недавнего доклада Шанхайского Института финансов и права (SIFL), сегодня разница в стоимости производства в США или в Китае не доходит и до 5%. В связи с этим все большее число китайских учебных центров с некоторой тревогой предполагают, что Соединенные Штаты, вполне возможно, встали на путь очередного превращения в «мировую фабрику».
И, разумеется, США руководят расстановкой сил в этой новой геометрии многосторонних торговых соглашений и инвестиций, примерами которых являются Транстихоокеанское партнерство и находящийся на стадии переговоров договор США и Европы о зоне свободной торговли.
Американское лидерство в энергетике (благодаря добыче нефти и газа из сланца) и способность революционизировать сектора экономики посредством технологий, таких как 3D-печать, стремительно увлекают США обратно в эпицентр международных отношений.
Эти вновь обретенные США ведущие позиции на мировой арене в последующие 30 лет требуют полного пересмотра стратегии теми странами, которые сделали ставки на тезис об упадке. И, к сожалению, среди этих никуда не годных стратегов также числится Бразилия.