Мариуполь — крупнейший город подконтрольной Киеву части Донбасса, стратегический пункт сил украинских правительственных сил на востоке страны, ключевой актив экономической империи Рината Ахметова — не избрал себе мэра и горсовет на воскресных местных выборах.
Избирательные участки в воскресенье открылись, однако проголосовать там было нельзя: утром в день выборов туда не привезли бюллетени.
Такой финал можно было прогнозировать: процесс подготовки Мариуполя к выборам сопровождался рядом скандалов, конфликтов и даже физических противостояний, в суть которых было трудно вникнуть обывателю.
Сейчас, когда на портовый город обратили внимание не только киевские наблюдатели, но даже в госдепе США, а политики, чиновники и активисты достаточно эмоционально пытаются найти виновного и решить, как выйти из этой ситуации, Украинская служба Би-би-си попыталась разобраться в случившемся и понять, как может дальше развиваться история с выборами в Мариуполе.
В чем суть проблемы?
25 октября, в день местных выборов, участки в Мариуполе не получили избирательных бюллетеней.
Напечатанные бюллетени лежали в местной типографии, однако городская территориальная избирательная комиссия (ТИК) отказалась их принимать и отсылать на участки.
Часть членов ТИК провела в помещении типографии, заполненном пачками с бюллетенями, всю ночь на воскресенье и сам день выборов, чтобы не допустить вывоза бюллетеней на участки.
Председатель ЦИК Михаил Охендовский в день выборов призывал мариупольскую территориальную избирательную комиссию принять бюллетени и начать выборы хотя бы в шесть вечера.
Вечером того же дня ТИК собралась на заседание и «приняла к сведению», что выборы в Мариуполе не состоялись.
Почему ТИК не приняла напечатанные бюллетени?
Печать бюллетеней в Мариуполе вообще превратилась в настоящую эпопею.
Сначала ТИК долго не могла решить, где именно их изготовлять. Часть членов комиссии выступала против того, чтобы печатать в типографии газеты «Приазовский рабочий», которая принадлежит холдингу «Сегодня мультимедиа» Рината Ахметова.
Они утверждали, что Ахметов был напрямую заинтересован в победе Вадима Бойченко — менеджера его же Мариупольского металлургического комбината имени Ильича — на выборах мэра.
Активисты, часть которых баллотировались на местных выборах или входили в ТИК, подозревали, что изготовление бюллетеней в типографии, владелец которой имеет такой конфликт интересов, открывает простор для манипуляций.
В конце концов 17 октября комиссия все-таки приняла решение печатать бюллетени в типографии «Приазовского рабочего».
Активисты не соглашались с таким решением, а вечером следующего дня пришли к типографии, чтобы «проконтролировать» печать бюллетеней и «не допустить, чтобы напечатали два комплекта бюллетеней», один из которых мог бы использоваться для фальсификации выборов.
После этого к типографии прибыли бойцы «Правого сектора» и руководство областной милиции, однако в итоге обошлось без столкновений.
24 октября, когда члены ТИК пришли в типографию принимать упакованные в пачки готовые бюллетени, они нашли на полу более 20 скомканных бюллетеней (которые являются документами строгой отчетности), напечатанных с ошибками.
Кроме того, они обратили внимание на неточности в маркировке пачек. Это все, по их мнению, указывало на подготовку к фальсификациям.
Поэтому 11 из 16 членов ТИК решили не принимать бюллетени, вызвали на место происшествия правоохранительные органы и остались ночевать в типографии.
Что говорят в типографии?
По сообщениям местных СМИ, мариупольская ТИК посылала запросы в несколько типографий, в том числе за пределами Донецкой области, однако ни одна из них, кроме «Приазовского рабочего», не гарантировала, что бюллетени удастся напечатать вовремя.
Закон о выборах не запрещает печатать бюллетени в частных типографиях. По данным неправительственной организации «Гражданская сеть “Опора”», ни одну другую типографию Украины в ходе этих выборов не проверяли на то, нет ли у ее владельца конфликта интересов.
Как заявил директор типографии Михаил Токарский, законность решения о печати бюллетеней именно здесь подтвердил Донецкий окружной административный суд.
Обвинения в причастности к фальсификациям он отрицает, а найденные в помещении два десятка бюллетеней объясняет так: «Могу предположить, что это могла быть халатность моих работников, в чем я сомневаюсь».
«С большей долей вероятности могу предположить, что это была спланированная провокация, организованная для срыва выдачи бюллетеней. В том хаосе было легко взять несколько бюллетеней, а потом подбросить их», — считает Токарский.
Что говорят участники событий?
Активисты называют непроведение выборов в Мариуполе своей победой и говорят, что остановили масштабную фальсификацию.
«Мариупольцы, я горжусь вами! Мы снова показали на всю страну, что нами уже нельзя управлять так, как было когда-то», — написала в воскресенье в Facebook волонтер Галина Однорог, которая баллотировалась в горсовет от «Батькивщины».
Зато Вадим Бойченко — кандидат в мэры, которого, по мнению наблюдателей, поддерживало промышленное лобби города и который был фаворитом выборов, — назвал срыв голосования «нарушением демократических норм» и заявил, что виновники должны понести за это ответственность.
Обе стороны выступают за скорейшее проведение в Мариуполе новых выборов.
Что говорит ЦИК?
В день выборов председатель ЦИК Михаил Охендовский заявил, что действия членов ТИК, которые не приняли бюллетени, могут подпадать под санкции статьи Уголовного кодекса о препятствовании реализации избирательных прав граждан, и намекнул на то, что виновные могут сесть в тюрьму на срок до семи лет.
Впоследствии стало известно, что он обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить законность действий мариупольской территориальной избирательной комиссии.
Сейчас в ЦИК говорят, что решение о том, как действовать в этой ситуации дальше, должен принять парламент, ведь закон не предусматривает, что выборы могут сорваться из-за отказа ТИК принимать бюллетени.
Что говорит областная власть?
Председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский перед началом кампании выступал против проведения выборов в зоне военной операции. Выборы в Донецкой области и конкретно в Мариуполе он называет «политическим решением руководства государства».
После того, как стало понятно, что голосование в Мариуполе не состоится, Жебривский заявил, что жители города «продемонстрировали свою демократическую зрелость».
«ЦИК проявила ангажированность, подыграв в этой ситуации одной из сторон, а именно позволив печать избирательных бюллетеней в частной типографии, принадлежащей олигарху. Зато силу воли продемонстрировала ТИК города Мариуполь», — написал он в воскресенье вечером в Facebook.
Что говорит милиция?
Управление милиции в Донецкой области заявило, что проводит проверку действий членов ТИК.
Советник главы МВД Иван Стойко во вторник сказал, что причастным к нарушениям может быть и сам глава ЦИК Охендовский, который, по его словам, не реагировал должным образом на события в Мариуполе.
«Независимо от статуса, от должности все будут допрошены, точку поставит следствие», — цитирует слова Стойко сайт hromadske.tv
Что говорят наблюдатели?
В сети «Опора» и донецком отделении Комитета избирателей Украины говорят, что выборы в Мариуполе не состоялись по политическим причинам.
Работа ТИК с самого начала кампании сопровождалась конфликтами, которые иногда доходили чуть ли не до физических столкновений, констатируют наблюдатели.
Очевидным было тотальное взаимное недоверие членов комиссии, представляющих различные политические лагеря.
«Вместо выполнения предусмотренных законом процедур, члены комиссии долго занимались политическим противостоянием», — заявил Украинской службе Би-би-си представитель «Опоры» Александр Клюжев.
В то же время, продолжает он, во время кампании в Мариуполе не произошло никаких уникальных по сравнению с другими регионами Украины явлений.
Подобные ситуации, по словам Клюжева, встречались и в других местах, однако там комиссии прилагали все усилия для того, чтобы выборы состоялись.
Например, в Киеве в типографии нашли более тысячи неучтенных бюллетеней, однако на проведение выборов это в итоге не повлияло. Ни в одном другом городе Украины владельцев типографий, в которых печатались бюллетени, не проверяли на наличие конфликта интересов.
Когда могут состояться выборы в Мариуполе?
В воскресенье Петр Порошенко назвал события в Мариуполе «категорически неприемлемыми» и заявил, что обратился в парламент, чтобы там приняли изменения в законодательство, которые бы позволили провести выборы до конца года.
Совет коалиции на этой неделе обсуждал мариупольскую проблему дважды — в понедельник и вторник. Согласовать законопроект так и не удалось.
Блок Петра Порошенко (БПП) и «Народный фронт» выступают за проведение выборов в Мариуполе 15 ноября, в день второго тура выборов мэра в крупных городах.
Однако, по сообщению «Украинской правды», «Самопомощь» и «Батькивщина» считают, что избирательный процесс там должен начаться с самого начала, так что выборы должны состояться не раньше, чем через два месяца.
Ожидается, что Верховная Рада рассмотрит этот вопрос в начале следующей недели.
В то же время о необходимости как можно скорее провести выборы в Мариуполе заявляют на Западе.
В дипломатической службе ЕС призвали Украину провести выборы в Мариуполе, Красноармейске и Сватове «в приоритетном порядке».
Как заявил представитель госдепартамента США, в Вашингтоне ожидают, что «в Мариуполе и других местах, где выборы не смогли состояться, избиратели смогут воспользоваться своим правом 15 ноября».
Почему о Мариуполе вспомнили в Брюсселе и Вашингтоне?
Проведение выборов в крупнейшем городе Донецкой области, находящемся под контролем киевского правительства, имеет большое политическое значение, и речь идет не только об обеспечении прав 330 тысяч избирателей Мариуполя.
В рамках минских переговоров Украина подчеркивает, что она полностью контролирует ситуацию на своей стороне линии разграничения, а местные жители имеют больше прав и свобод, чем жители самопровозглашенных «республик».
Непроведение выборов в Мариуполе ставит это утверждение под сомнение, и это уже сейчас можно проследить по публикациям сепаратистских сайтов.
С другой стороны, сейчас в Минске обсуждается вопрос о порядке проведения местных выборов на неподконтрольных Киеву территориях.
«На переговорах может возникнуть вопрос: если государство не может обеспечить выборы в Мариуполе и Красноармейске, то как оно может обеспечить выборы в пределах минского процесса?» — говорит Александр Клюжев из сети «Опора».
По его словам, Киев заинтересован в том, чтобы предоставить международным партнерам доказательства своей способности навести порядок на востоке Украины.
И кажется, что ситуация с выборами в Мариуполе в этом отношении является настоящим вызовом для украинских властей.