Администрация Обама решила сильно изменить свою политику и теперь готова отправить американских солдат напрямую участвовать в боях с Исламским государством. Между тем, если американцы начнут гибнуть в Ираке и в Сирии, это создаст политические риски для Белого дома, давно обещающего не отправлять в сражения американские силы.
Выступая во вторник перед сенатским Комитетом по вооруженным силам, министр обороны Эш Картер (Ash Carter) заявил, что США готовы поддерживать «дееспособных партнеров, в случае если те найдут возможным ударить по ИГИЛ», а также готовы «проводить такие операции напрямую — как путем ударов с воздуха, так и с помощью наземных операций». ИГИЛ (ISIL) — альтернативная аббревиатура для Исламского государства, также известного, как ИГИШ (ISIS) и ДАИШ.
На прошлой неделе Картер заявил, что он «абсолютно готов» к увеличению роли США в наземных боях в Ираке, невзирая на связанный с такими операциями риск американских потерь. На прошлой неделе во время рейда на тюрьму ИГИЛ был убит старший сержант спецподразделения Сухопутных войск «Дельта» Джошуа Уилер (Joshua Wheeler). 39-летний отец четырех детей стал первым американским военнослужащим, погибшим в Ираке с 2011 года.
Выступая перед сенатским комитетом вместе с Картером, генерал Джозеф Данфорд (Joseph Dunford), председатель Объединенного комитета начальников штабов, добавил, что он считает возможным не только осуществлять спецоперации, но и направлять американских военных на помощь иракским войскам. Речь идет об оказании иракцам поддержки как разведданными, так и напрямую, авиаударами и артиллерийским огнем — но только в тех случаях, если это будет иметь «непосредственный стратегический или тактический эффект».
Этот переход от обещаний не отправлять солдат в горячие точки к готовности активно участвовать в боях связан с тем, что администрация Обамы сейчас ищет способы сдвинуть с мертвой точки ситуацию в Ираке, где Исламское государство взяло под контроль ряд ключевых городов. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов усиливающееся российское военное вмешательство в Сирии. Президент Владимир Путин обещал сражаться с ИГИЛ, но вместо этого в основном наносит авиаудары по повстанцам, выступающим против сирийского диктатора Башара Асада.
Картер называет новую стратегию «Ракка, Рамади и рейды». Ракка — это фактическая столица Исламского государства в Сирии, Рамади — иракский город, захваченный джихадистами в мае, а «рейды» обозначают возможное возобновление американских наземных операций.
По словам Картера, в Сирии США продолжат консультировать и снабжать сирийские оппозиционные структуры и курдских бойцов, а также будут наносить авиаудары по объектам Исламского государства, в особенности в Ракке и вокруг нее. Впрочем, в последнее время эта воздушная война несколько заглохла. С 22 октября в Сирии были нанесены всего два удара, оба раза по целям вблизи города Мари. Официальный представитель Центрального командования США заявил, что этот перерыв носит временный характер и связан со сбором коалиционными силами данных о потенциальных целях.
Второе «Р» новой стратегии — это Рамади, столица иракской провинции Анбар, населенной в основном суннитами. В мае этот город захватили несколько сотен боевиков Исламского государства. По словам американских официальных лиц, сейчас иракские силы медленно смыкают вокруг Рамади кольцо, методично пробираясь сквозь минные поля, которыми боевики окружили город. Пока непонятно, когда иракцы начнут полномасштабное наступление, чтобы отбить Рамади. Также непонятно, смогут ли они это сделать без серьезной американской поддержки. Им также может потребоваться активная поддержка со стороны России и Ирана.
В свою очередь в Сирии, как утверждает Данфорд до сих пор остаются несколько десятков местных бойцов, которых США вооружили и обучили в рамках потерпевшей неудачи программы объемом в 500 миллионов долларов. Несмотря на отмену этой программы, они продолжают получать американскую помощь и активно наводят авиаудары на позиции Исламского государства, заявил генерал.
Картер также отметил, что Соединенные Штаты меняют подход к подготовке бойцов для умеренных сирийских сил. По его словам, ранее кандидатов для этого выявляли, проверяли и вывозили на несколько недель из Сирии для обучения. Теперь Америка будет работать с проверенными лидерами группировок, уже сражающихся с Исламским государством, — «предоставлять им снаряжение и определенную подготовку, а также поддерживать их операции с воздуха».
В ходе заседания Картера и Данфорда неоднократно спрашивали, какую помощь Соединенные Штаты готовы оказать сирийским повстанцам, если те будут атакованы. Сенатор-республиканец от Аризоны Джон Маккейн (John McCain) подчеркнуто пытался представить это как моральную проблему. Как Картер, так и Данфорд избегали конкретных ответов, однако Данфорд признал, что у США «есть полномочия и возможности защищать союзников с помощью своей воздушной мощи». На прямой вопрос о том, готова ли Америка защищать повстанцев от российских бомбардировок, он ответил, что основная поддерживаемая Соединенными Штатами группировка — Свободная сирийская армия — не подвергается российским авиаударам.