Компания Northrop Grumman получила от ВВС США контракт на разработку дальнего ударного бомбардировщика (Long Range Strike Bomber/LRS-B). Это позволит ей сохранить на будущее положение одного из ведущих подрядчиков в аэрокосмической отрасли.
Если Northrop сможет сохранить контракт, несмотря на протест, который практически неминуемо подадут ее конкуренты из Boeing/Lockheed Martin, у нее будут хорошие шансы также получить, когда придет время, контракты на истребители шестого поколения F/A-XX и F-X, предназначенные, соответственно, для ВМС и ВВС. Глава компании Уэс Буш (Wes Bush) в своем разосланном по электронной почте заявлении выразил восторг по поводу происходящего.
«ВВС приняли правильное решение с точки зрения национальной безопасности, — заявил Буш. — Как компания, создавшая стелс-бомбардировщик B-2 Spirit, мы надеемся обеспечить заказчику высокоэффективный и доступный дальний ударный бомбардировщик».
Буш также ответил на сомнения многих отраслевых аналитиков, не уверенных в том, что Northrop по-прежнему способна разрабатывать, строить и выпускать в промышленных количествах пилотируемые аппараты такого размера. Последний B-2 Spirit Northrop построила в 1997 году, а с тех пор прошло много времени. «У нас есть ресурсы, чтобы осуществить этот важный проект, и мы готовы к работе», — добавил Буш.
Впрочем, проигравшие конкуренты наверняка будут протестовать. Если для Lockheed Martin неполучение контракта на LRS-B не станет сильным ударом, для Boeing — ключевого подрядчика — ставки слишком велики. У этой компании нет новых программ, способных сменить заслуженные F/A-18E/F и F-15, производство которых должно прекратиться в этом десятилетии. Поэтому Boeing необходимо получить контракт либо на LRS-B, либо на учебный самолет T-X, либо на палубный ударно-разведывательный беспилотный летательный аппарат (Unmanned Carrier Launched Airborne Surveillance and Strike/UCLASS) для ВМС, чтобы остаться в рядах ведущих оборонно-аэрокосмических компаний. В противном случае, ей придется или приобретать Northrop Grumman (что некоторые эксперты считают вполне возможным), либо снова превращаться в производителя преимущественно гражданской аэрокосмической продукции.
Пентагон и ВВС не сообщают никаких подробностей о проекте — только некоторые финансовые сведения и, разумеется, название получившей контракт компании. ВВС отказались сообщать будущее обозначение LRS-B, сроки его разработки, сколько прототипов будет построено и какой подрядчик будет выпускать для него двигатели.
«LRS-B позволит нам действовать в наиболее опасной в ближайшем будущем боевой обстановке, которую мы называем обстановкой прекращения доступа/блокирования зоны, — утверждает министр ВВС Дебора Ли Джеймс (Deborah Lee James). — Он также даст нам возможность наносить с континентальной территории Соединенных Штатов удары способные достичь любой точки мира».
Кроме этого ВВС подтвердили уже известную нам информацию. Особенно важно, что LRS-B будет использовать системы с открытой архитектурой. Это означает, что Пентагон не будет полностью зависеть от подрядчика, когда придет время модернизировать самолет. Компании, желающие заняться модернизацией компонентов и подсистем бомбардировщика, вынуждены будут конкурировать друг с другом.
«LRS-B как бомбардировщик двойного назначения, способный нести ядерное и неядерное оружие, обеспечит нам определенную гибкость и стратегическую подвижность, необходимые нам, чтобы реагировать на новые угрозы в условиях неопределенности. Новая платформа будет адаптивной, в нее будет заложен потенциал роста и у ее систем будет открытая архитектура, — заявил журналистам 27 октября начальник штаба ВВС генерал Марк Уэлш (Mark Welsh). — Это должно обеспечить конкуренцию среди подрядчиков в течение всего жизненного цикла программы и поможет нам модифицировать платформу в соответствии с прогрессом технологии и с новыми угрозами».
ВВС усвоили уроки F-22 Raptor и единого ударного истребителя F-35. Теперь они решили всерьез заняться контролем затрат и разработали для этого две независимые системы оценки издержек. «Я сразу хочу сказать, что нашей задачей будет довести расходы до уровня ниже оценочного. Мы будем использовать принцип оптимальной стоимости, который мы уже успешно опробовали на других программах в рамках инициативы Министерства обороны “Улучшение покупательной способности” 3.0 и нашей собственной инициативы “Сгибание кривой издержек”», — подчеркнула Джеймс.
По словам помощника министра ВВС по закупкам Уильяма Лаплэнта (William LaPlante), программу LRS-B было решено разбить на две части. Закупочная часть контракта покрывает первые пять партий продукции — то есть 21 бомбардировщик из 100, которые ВВС намерены купить в общей сложности. «Это опцион с фиксированной ценой, поощряющей снижение издержек, — подчеркнул Лаплэнт. — Хочу прямо сейчас вам сообщить вам, что средняя цена единицы поставки, согласно независимым оценкам, на основании которых было принято решение о контракте, составит 511 миллионов долларов (в ценах 2010 года) за один самолет при заказе 100 самолетов». Это означает 564 миллиона долларов с учетом инфляции на 2016 год, добавил Лаплэнт.
На разработку — точнее на разработку и внедрения в производство —заключается контракт с возмещением затрат, учитывающий конечную стоимость и скорость работ. Его сумма составляет 21,4 миллиарда долларов в ценах 2010 года. «Если разработчик не будет контролировать издержки или нарушит график, его прибыль будет минимизирована, — подчеркнул Лаплэнт. — Мы считаем наши оценки разумными и реалистичными. Как отмечала министр, если мы будем соблюдать дисциплину и если наши требования останутся стабильными, в будущем мы сможем дополнительно снизить издержки по принципу оптимальной стоимости».
ВВС так уверены, что им удастся удержать затраты в заданных границах, отчасти потому, что подрядчики заранее представили подробный проект со всеми подсистемами. «Конкурс для всех компонентов самолета уже прошел в рамках общего конкурса. Мы работали с уже готовым проектом. Это контракт с твердой фиксированной ценой и на поставки, и на разработку, на все сразу, — утверждает генерал-лейтенант Арнольд Банч (Arnold Bunch), военный заместитель помощника министра ВВС по закупкам. — Конкретных подробностей о системах самолета и субподрядчиках мы сообщать не будем в связи с соображениями секретности и с усиленными мерами безопасности».
Как бы то ни было, приводимые ВВС цифры выглядят, на мой взгляд, излишне оптимистичными. Мой друг и учитель Ричард Абулафия (Richard Aboulafia), вице-президент консалтинговой фирмы Teal Group, тоже так считает. По его словам, программе LRS-B придется конкурировать за финансирование с F-35. «На это им в любом случае понадобится от четырех до пяти миллиардов долларов в год. Находить такие суммы будет непросто для ВВС, учитывая, что истребители для них всегда в приоритете», — отметил он.
Если все пройдет, как планируется, LRS-B поступит в войска к 2025 году и станет частью большого семейства вооружений, предназначенных для использования в западной части Тихого океана. «Учитывая, что данная платформа будет интегрирована в систему различных вооружений, и учитывая, как мы взаимодействуем с другими родами войск, речь в каком-то смысле идет об интеграции с очередным поколением тех систем, которыми мы пользуемся для радиоэлектронного подавления, разведки, противовоздушной обороны, — таких, какими они будут, когда бомбардировщик войдет в строй. В целом я рассматриваю это как единую среду, в которой мы будем работать», — заявил генерал Робин Рэнд (Robin Rand), возглавляющий Глобальное ударное командование ВВС США, которое унаследовало функции Стратегического командования ВВС США.
Когда новый бомбардировщик окончательно встанет на вооружение, будет зависеть от ГУК ВВС. «Начальный срок поступления бомбардировщика в войска — 2025 год. Человек, который будет в это время возглавлять Глобальное ударное командование ВВС США, определит окончательные сроки», — подчеркнул Рэнд.
Дейв Маджумдар — редактор военного отдела The National Interest.